Живьем самолеты и вертолеты не привезли, словно предчувствуя проблемы, которые начнутся с российской зарубежной собственностью после решения Гаагского суда по делу "ЮКОСа". Аресты недвижимости помимо Бельгии действительно начались и во Франции. Отсутствие отечественной авиатехники снизило зрелищность показов. Зато наша делегация провела множество важных переговоров. Они подтвердили, что и в условиях санкций Россия остается серьезным игроком мирового авиарынка.
По словам президента ОАК Юрия Слюсаря, салон в Ле Бурже - прекрасная площадка для встреч с представителями ведущих мировых авиакомпаний, крупных авиастроительных корпораций и производителей комплектующих изделий. Не смотря на санкции, практически все зарубежные партнеры ОАК не отказались от сотрудничества с российским авиапромом.
В частности, были подтверждены ранее заключенные контракты по перспективному магистральному авиалайнеру МС-21.Он создается в рамках широкой международной кооперации. Об этом сказал президент корпорации "Иркут" Олег Демченко, в которой строится самолет будущего. А С 2019 года машины должны поставляться заказчикам. На сегодняшний день заключено контрактов с предоплатой на 175 лайнеров МС-21.
Впервые в отечественном самолетостроении идет параллельное проектирование воздушного судна и тренажеров для него. Один из них показали в Ле Бурже. И он произвел впечатление как на специалистов, так и на людей, далеких от управления самолетами. МС-21 станет управляться не привычным штурвалом, а джойстиком, вроде тех, что используются в компьютерных играх. И, судя по тренажеру, пилотировать большой лайнер будет легко.
Первый заместитель руководителя корпорации "Ростех" Владимир Артяков очень эффектно "порулил" МС-21 и даже сумел совершить достаточно мягкую посадку в Шереметьево.
Помимо авиапрома в Ле Бурже широко выставлялась недавно созданная Объединенная ракетно-космическая корпорация. И опять же ни один из ее западных партнеров от продолжения сотрудничества не отказался. Более того, французы активно рекламировали пусковой комплекс, построенный Россией на космодроме Куру в Латинской Америке, с которого сейчас запускаются не только ракеты-носители Европейского космического агентства, но и наши "Союзы".
И все-таки звездой салона в Ле Бурже стал не чей-то военный показ, а эффектно оформленная экспозиция посадки европейского космического аппарата "Филы" на комету Чурюмова - Герасименко. Аппарат летел к комете десять лет, преодолев сотни миллионов километров пути. Точно вышел на комету размерами всего в несколько километров, сфотографировал ее, выбрал точку посадки и мягко сел.
Порадовало и то, что французы в год семидесятилетия нашей общей Победы перед началом работы Paris Air Show 2015 открыли на территории аэродрома Ле Бурже небольшой музей, посвященный эскадрилье "Нормандия - Неман". Все поясняющие надписи к выставленным в нем экспонатам на английском, французском и русском языках. Когда-то мы были по одну линию фронта. И настоящие патриоты Франции этого не забыли.