Какие у Вас впечатления по итогам голосования жюри? У публики отсутствие некоторых конкурсантов во втором туре вызвали бурное негодование.
Борис Березовский: Я лично очень расстроен, что во второй тур не прошел Юрий Фаворин: меня это огорчило, но что делать - в жюри нас много, и мнения разделились. Тем не менее, я считаю, что конкурс идет правильным путем: в нем уже есть фавориты публики, которые уверенно продвигаются дальше: сейчас мы слушаем их на втором туре, и то, как полуфиналисты проявят себя дальше, многое решит. Результат складывается из трех туров, как вы понимаете, и те, кто впечатлил на первом, могут выступить иначе на втором. Конкурс Чайковского - это длинный процесс, слишком воодушевляться сейчас не стоит, потому что могут быть разочарования, и наоборот, новые открытия.
Многие слушатели огорчены тем, что во второй тур не прошел также любимый московской публикой Андрей Гугнин. Чего не хватило его выступлению, чтобы оказаться полуфинале?
Борис Березовский: Голосование жюри - это сложный процесс. Поймите: у каждого человека в зале, как и у каждого члена жюри, может быть совершенно разное восприятие. То, что нравится мне и вам, совершенно не обязательное найдет отзыв у других экспертов, потому что у каждого музыканта свой подход к музыке, и нужно быть на 10 голов выше всех, чтобы избежать критики в свой адрес. Тем не менее, в целом я доволен результатами голосования. Прошло много интересных талантливых ребят, были, конечно, и потери, на мой взгляд, неоправданные. Но что делать - это конкурс.
Во второй тур не прошло ни одного представителя азиатских стран, хотя многие из них выступили более чем достойно. Памятуя о результатах прошлого, XIV конкурса Чайковского, это стало еще одной неожиданностью для публики.
Борис Березовский: Из азиатских пианистов мне больше всего понравился Мойе Чень, но многие члены жюри посчитали, что его игра была слишком утонченной, что пианист "витает в облаках" и у него нет заряда, чтобы победить на этом конкурсе. Мне жаль, что он не прошел, он талантливый пианист.
И вопрос, который не могу не задать: каково ваше мнение по поводу Андрея Коробейникова, которого мы также не услышим во втором туре. Мнения слушателей о его выступлении разделились на диаметрально противоположные, но никто не остался равнодушен.
Борис Березовский: У меня с ним все очень просто. Я лично очень люблю Андрюшу Коробейникова - считаю его одним из самых талантливых пианистов современности. У него есть очень интересные интерпретации, но то, как он сыграл на первом туре, не позволило ему пройти во второй ни по каким показателям. Я даже не говорю о спорном прочтении 32-й сонаты Бетховена. Я имею в виду то, что он сыграл до этого: это был вихрь нот, совершенно не связанных между собой. Я думаю, если бы он хотел честно бороться за первую премию - а у него были шансы - он играл бы иначе. Своей игрой в первом туре Коробейников дал более чем основательный повод не пропустить его во второй тур: по-моему, только один член жюри проголосовал за него, тут даже обсуждать нечего.
То есть Коробейников - не конкурсный формат?
Борис Березовский: Нет. Это более чем конкурсный пианист. На предварительных прослушиваниях он по-настоящему превосходно играл сонату Шостаковича. В первом же туре он просто решил проехаться по клавиатуре в бешеном темпе, с единственным исключением - "Кампанеллу" Листа он сыграл здорово. Вы понимаете, что одного этого недостаточно, и мы, тем более не можем принимать во внимание его внеконкурсные заслуги: мы оцениваем то, как пианист сыграл здесь и сейчас. У Коробейникова хорошие ангажементы, он играет концерты и у него своя публика, так что, я думаю, ничего страшного не произошло.