"Детектив" без детектива
Для того, чтобы расставить все точки над i, зрителям хватило пары первых серий дебютного сезона True Detective. Авторам фильмового рассказа о Расте Коуле и Марти Харте детектив - как жанр, концепция, сценарий (подчеркните нужное) - был интересен лишь относительно. Их куда больше занимала пресловутая "южная готика", создание собственной - и весьма подробной - мифологии и, разумеется, человеческие судьбы. Очевидно, в этом смысле в 2015-м ничего не поменялось. Писатель Ник Пиццолатто мастерски нагнетает интригу, но сводится она вовсе не к тому, кто кого и как убил. Гораздо интереснее выяснить, какие за скелеты вот-вот вывалятся из шкафа инспектора Велкоро, какое отношение к происходящему имеет "древнегреческая" хиппи-секта, почему "крутой парень" патрульный глотает виагру и зачем он гонит на мотоцикле по ночному шоссе в кромешной темноте - с выключенными фарами (как тут не вспомнить, что в ответе за режиссуру - любитель быстрой езды, "отец" нескольких "Форсажей" Джастин Лин).
Фаррелл против Макконахи
Заочная дуэль двух великолепных артистов, видимо, завершится почетной для обоих ничьей. Колин, прошедший непростую школу выдающегося британского драматурга Мартина Макдонаха, давно перестал играть одними лишь бровями. Он чертовски убедителен в роли осатаневшего полицейского с полным букетом психических расстройств, классического для американского "нуара" коррумпированного маньяка со значком, дружного со стаканом и кастетом. Конечно же, у Рэя Велкоро - своя трагедия. И шанс углубиться в нее у нас еще будет. Тем не менее, надо понимать: излишне пассионарные поклонники (и поклонницы) подтянутого ницшеанца Раста Коула, сыпавшего афоризмами с завидной регулярностью, обязательно найдут повод выругаться в адрес Фаррелла. И будут всячески сетовать на отсутствие своего любимца в кадре - хотя и были предупреждены. Впрочем, оставим подобные придирки на их совести.
А что с остальными?
Кастинг нового сезона еще до премьеры вызывал множество вопросов - и ответы на каждый из них мы еще не получили. С Фарреллом, пожалуй, все понятно (и это "понятно" читается со знаком "плюс"), а вот другая звезда - Винс Вон - пока смотрится неоднозначно. Привычная по разношерстным комедиям физиономия выглядит достаточно постно, но торопиться с оценками, в любом случае, не следует. Вполне возможно, что персонаж Вона - серый кардинал калифорнийского преступного мира Фрэнк Симеон - полюбится нам именно таким, "не отсвечивающим" лишний раз. В списке громких имен - также Рэйчел Макадамс и Тейлор Китч, чьи экранные воплощения пока кажутся эскизами - пусть и очень многообещающими. Возможно, уже в следующей серии они начнут взаимодействовать, раскроются и обрастут деталями. Тогда и поговорим.
А король-то желтый!
Те, кого напугали громкие обещания недрогнувшей рукой вымарать из "Настоящего детектива" всю мистику и оккультизм, кажется, могут выдохнуть с облегчением. Очевидно, никаких "Каркоз", "Хастуров", приветов от Лавкрафта и прочей потусторонней жути в этой калифорнийской истории не предвидится. Но у создателей шоу явно припасены новые инструменты для создания фирменной для него - неуютной и гнетущей - атмосферы. Подробности в этом случае будут граничить со спойлерами, поэтому ограничимся парой зарисовок. Первая: визит Велкоро в некий особняк, буквально сверху донизу набитый различными странными вещицами - включая статую Санта-Муэрте, Святой Смерти, хорошо знакомой, например, любителям другого культового сериала - "Во все тяжкие". Вторая: дорожный знак с надписью "Малхолланд Драйв", наталкивающий на вполне конкретные мысли. Очевидно, подобных мрачных сюрпризов во втором сезоне TD будет более чем достаточно.
California Dreamin'
Некоторые опасения провоцировал и сеттинг. Казалось бы, чего мы не видели в Калифорнии, изъезженной вдоль и поперек вместе с героями нескольких сотен картин? Как выяснилось, солнечный "голливудский" штат можно показать и под другим углом, с чем блестяще справляется команда "Настоящего детектива". У Калифорнии этих ребят не меньше угрюмого обаяния, чем у их же Луизианы. В промежутках между диалогами нам показывают не разноцветные улицы Лос-Анджелеса, а тусклое - и при этом намертво врезающееся в сознание - захолустье. Наркомана, подпирающего стенку. Обшарпанные заводы. Грязные стены домов. Уже сейчас нет никаких сомнений: у этих кинематографических пейзажей здесь своя (и очень значительная) роль. Их можно - и нужно - разглядывать с интересом, равно как и схваченные с головокружительной высоты дорожные эстакады.
Ти Боун снова в седле
Саундтрек, к которому приложил руку Джозеф Генри Бернетт, обречен на ярлык с надписью "гениально". Это, в общем-то, аксиома, а отрицающие, видимо, просто не смотрели "Большого Лебовски", "Льюина Дэвиса" или "Через Вселенную". Восполнить столь досадный пробел, разумеется, никогда не поздно. Ну а те, кто и без того в курсе, получили очередное подтверждение в виде "Западной книги мертвых". Во вступительных титрах тут - великий Леонард Коэн. В финальных - не менее великий Ник Кейв с новым ударным "боевиком". А где-то между - еще одна прекрасная баллада исполнительницы меланхоличного кантри Леры Линн, уже знакомой нам по тизеру. На этот раз она появляется в кадре, и сцена с ее участием, пожалуй, заслуживала бы стоячей овации, не будь сама песня столь тихой и печальной. Кстати, любители "Твин Пикса" наверняка проведут параллель с концертом Джули Круз в "Доме у дороги". И, скорее всего, будут правы. И Пиццолатто, и Бернетт неоднократно признавались в любви к бессмертному шедевру Дэвида Линча и его музыкальному сопровождению.