Но на Аню Харитонову эта фанатичная жуть совсем не наводит страха:
- Наоборот, я только собираюсь. Мне чужие страсти только помогают. Я собираюсь, становлюсь злее. Это прямо как из моей диссертации "Поведение спортсмена в стрессовой ситуации". Придерживаюсь вырабатываемых мною научных принципов.
Признаться, не уверен, что другие наши четверо чемпионов Евроигр Аймерген Аткунов, Яна Костенко, Альсим Черноскулов и супертяж Артем Осипенко бьются вот также по-научному. Однако науку побеждать (простите меня за словесный штамп) они освоили твердо. Никто и не стремился, чтобы золотых медалей было восемь из восьми. Но выигрыш пяти золотых - здорово или, как сказал мне главный тренер сборной Виктор Трошкин: "Давайте не гневить Бога".
Однако вернемся к лучшей, на мой взгляд, самбистке этого турнира Харитоновой.
Анна, вы не высказали особой радости после победы в финале. Знали, что выиграете?
Анна Харитонова: Цель была - первое место. Получилось, значит, идем дальше.
Кажется, это последний титул, которого у вас не было.
Анна Харитонова: И быть не могло. А психология подсказывает: не думай, что все сделано. В ноябре - чемпионат мира в Касабланке и тут опять надо биться. Но меня это не пугает. На данном жизненном этапе задачи в основном такие. Не считая, конечно, сугубо научных. Но и там первая глава уже написана, вторая - почти готова, хотя и разбросана. Пора включаться и в науке. Иначе все откладывается на потом, а когда это потом настанет.
На вид вы не производите впечатления уж такой мускулистой и даже не выглядите слишком напористой.
Анна Харитонова: Я к этому не стремлюсь. Не в этом моя задача. Я побеждаю, за счет техники и психологии. Знаю, как справляться со стрессом.
И все-таки - как же?
Анна Харитонова: В двух словах не объяснить. И в трех тоже. Но я скажу вам, что не все, даже очень сильные в техническом отношении или физически крепкие могут достойно отреагировать на потенциальный стресс. У многих это не получается и отсюда с виду обидные, но для меня такие понятные проигрыши.
А как работаете над этим вы, и пробовали вы, Анна, помогать кому-то еще справиться со стрессом?
Анна Харитонова: Считается, что обычно лишь тренер может с такой задачей справиться, но, по-моему, тут нужен и психолог. Я уже много лет в сборной по самбо и дзюдо. И иногда проводила консультации. Была у меня одна "клиентка". У нее довольно низкая мотивация, после поражений было трудно прийти в себя или, как мы говорим, реабилитироваться.
И как вы отвечали на запросы "клиентки"?
Анна Харитонова: Во-первых, подняла ей мотивацию. Физически она была готова, а психологически - не очень. Но благодаря нашей работе она даже вышла в финал чемпионата Европы. Выразила мне благодарность, чем я очень горжусь. Но занятиями с этой "клиенткой", имена всегда храню в тайне, я не ограничилась. Когда готовились к Европе, я раздала специальные опросники и все мои друзья по нескольким видам единоборств ответили на них честно.
Анна, а откуда берутся такие умные самбистки?
Анна Харитонова: Откуда? Из Московского Государственного областного университета - из МГОУ. Я там учусь. А служу в ЦСКА - уже лейтенант.
И дисциплинированный офицер?
Анна Харитонова: Вот с чем всегда в порядке. Скоро Всемирные армейские игры. И я, как и требуется, буду выступать за нашу сборную по дзюдо. Самбо в эти состязания пока еще не включили.
Николай Долгополов,
"Российская газета", Баку