Речь идет о поправках в федеральные законы "Устав железнодорожного транспорта РФ" и "О железнодорожном транспорте в РФ". В частности, в новой редакции второго закона фигурирует плата за нахождение подвижного состава на путях общего пользования. Она вносится за использование путей по истечении 24 часов с момента выгрузки в местах общего пользования либо 12 часов с момента подачи пустых вагонов на пути общего пользования. Кроме того, законодательно закреплены обязанности владельца по обеспечению уборки порожняка с железнодорожной инфраструктуры общего пользования.
- Сложившийся дисбаланс между количеством подвижного состава и объемами предъявляемых к перевозке грузов существенно осложняет эксплуатационную обстановку по всей российской сети и на Урале, в частности. Вагонов у собственников сегодня гораздо больше, чем необходимо для транспортировки всех товаров, которые производит промышленность. Это провоцирует встречное перемещение порожняка и простои, - прокомментировали в пресс-службе Свердловской железной дороги. - Несмотря на то, что СвЖД реализует комплекс технологических мер по оптимизации логистики и снижению нагрузки на инфраструктуру - в частности, увеличена маршрутизация перевозок основных сырьевых грузов, перевозки по графику осуществляются по 15 направлениям, активно внедряется технология вождения поездов-тяжеловесов (от 7 до 9 тысяч тонн), - кардинального улучшения ситуации не происходит. Чтобы устранить искусственный дефицит провозных мощностей, понадобились решительные действия на государственном уровне, а именно корректировка нормативно-правовой базы.
Интересно, что поправки в устав ОАО "РЖД" вступили в силу еще 1 апреля 2015 года, но реакции владельцев подвижного состава до сих пор не последовало. Первыми тревогу забили юристы.
- Думаю, перевозчики недооценили последствия нововведения. В силу инертности такой структуры, как железная дорога, новый механизм де-юре уже вступил в силу, однако де-факто информация не доведена до рядовых сотрудников и плату за простои на путях общего пользования еще не взимают. Полагаю, основной вал разбирательств начнется с 1 января 2016 года: к этому моменту будут перезаключены допсоглашения с операторами подвижного состава, в которые включат тарифы за простой. Поменять их смогут единицы. Остальным скажут: "А где вы были раньше?" - рассуждает руководитель консалтинговой компании Сергей Климанов.
Он сомневается, что безакцептное взимание платы за простой разгрузит пути, и прогнозирует иски со стороны грузоотправителей и операторов.
- Заказчик виноват в простое, если не подал заявку или допустил в ней нарушения, если у него сломалась цистерна и т.п. Но зачастую железной дороге просто невыгодно несколько раз гонять локомотив и транспортировать пустые вагоны партиями по 10-15 штук, а разгрузить одномоментно поезд-тяжеловес в 64 вагона невозможно физически. Если с владельцем подъездных путей еще можно договориться о бесплатном хранении подвижного состава в течение пяти суток, то с РЖД маловероятно, - говорит Сергей Климанов.
По его мнению, нововведения спровоцируют уход мелких компаний с рынка железнодорожных перевозок. Впрочем, этот тезис можно толковать двояко: с одной стороны, в отрасли грядет передел сфер влияния, с другой, она очистится от слабых игроков и спекулянтов, а также от тех, кто не готов оптимизировать свой бизнес. Всем остальным придется либо договариваться с собственниками подъездных путей, либо платить штрафы, либо избавляться от невостребованных вагонов.
Отметим, что у крупных операторов никакой паники по поводу корректировки устава РЖД не наблюдается.
- Ужесточение ответственности всех участников процесса приведет к изменению сетевой технологии перевозок, - считает директор Екатеринбургского филиала Первой грузовой компании Виталий Кущенко. - У ПГК как у федерального оператора с собственным круглосуточным диспетчерским аппаратом и разветвленной филиальной сетью есть все необходимые компетенции, которые позволят минимизировать риски грузоотправителей, включая риски штрафных обязательств за простой вагонов.
Кстати
Сегодня на долю СвЖД приходится 11,3 процента грузоперевозок в стране. Причем если в целом по сети объемы перевозок снизились, то на свердловской дороге увеличились: в 2014 году - на 4,6 процента, в первом квартале 2015-го - на два. По высокодоходным грузам показатель роста составил 15 процентов. Магистраль обслуживает почти 400 километров подъездных путей, ее услугами пользуются более 12 тысячпромышленных предприятий.