25.06.2015 14:14
Экономика

Станет ли Симферополь городом-миллионником

Симферополь и центр Крыма будут развиваться как единая экономическая агломерация
Текст:  Сергей Винник (Симферополь)
Российская газета - Экономика Крыма: №0 (6707)
Симферополь - "собиратель" в переводе с греческого. Станет ли он городом-миллионником и центром агломерации? Что будет с поглощенными дачными массивами? Как решить транспортную проблему и избавить столицу от затоплений? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью "РГ" рассказал главный архитектор Симферополя Эрнст Мавлютов.
Читать на сайте RG.RU

Последние ливни еще раз продемонстрировали, как уязвим Симферополь перед стихией. Можно ли решить эту проблему в сжатые сроки?

Симферополь стал официальной столицей Крыма

Эрнст Мавлютов: Проблема на самом деле гораздо серьезнее, чем кажется. Если мы не проложим полноценную ливневую канализацию и не достроим коллектор глубокого залегания, попытки исправить ситуацию бессмысленны. Разработан проект коллектора, цена вопроса - шесть миллиардов рублей. Это менее одного процента расходов, предусмотренных федеральной целевой программой на развитие Крыма. Но симферопольский коллектор в ФЦП почему-то не вошел. А без реализации этого проекта ставятся под сомнение все наши планы развития города, без этого сюда не придет ни один серьезный инвестор. Как ни крути, а Симферополь - лицо Крыма. Это надо донести до правительства России и добиться включения финансирования проекта в ФЦП.

Какое впечатление на Вас произвел город?

Эрнст Мавлютов: Знаете, чем больше я здесь живу, тем больше мне нравится. Когда приехал сюда первый раз, как профессионал был озадачен. Потом, анализируя, что можно сделать, пришел к выводу, что ничего невозможного нет. Чем больше перспектива, а у Симферополя она действительно большая, тем интереснее работать.

Вы презентовали пять концепций генерального плана развития города. Что в них будет принципиально нового?

Эрнст Мавлютов: Мы намеренно выбрали в градостроительной сфере страны разные организации, чтобы они представили разные концепции. Кто-то делает упор на развитие экологической составляющей. У других акцент на деловом и промышленном кластерах. У кого-то изучен каждый метр земли, определено его назначение. Есть версия института генплана Москвы, в которой детализирована транспортная составляющая. Из всех этих концепций теперь нужно взять лучшее и свести в один проект.

Председатель Госсовета РК Владимир Константинов выразил мнение, что Симферополю надо готовиться к тому, что он скоро станет городом-миллионником. По-вашему, это реальная перспектива или образное выражение?

Эрнст Мавлютов: Я бы сказал, что это метафора. Если говорить о Симферополе в его нынешних границах, то миллионником он, конечно, может стать, но тогда он должен стать Шанхаем или Гонконгом. А надо ли нам повторять этот путь? Да, есть тенденция формирования мегаполисов, но в то же время люди все чаще обращаются к природе. Можно будет говорить о миллионнике, когда Симферополь начнет расти вместе с Симферопольским, Белогорским, Сакским и Бахчисарайским районами. Центральная часть полуострова, скорее всего, будет развиваться как единая экономическая агломерация - это очень интересная тема. Документация, которую мы сейчас разрабатываем, рассчитана на перспективу - до 2035 года. Возможно, к этому времени миллионник в центре Крыма и появится.

Расширение Симферополя невозможно без новых земель. Как будут развиваться город и Симферопольский район? Возможно ли синхронное планирование в этих двух административных единицах?

Эрнст Мавлютов: Представьте многоквартирный жилой дом. Мы же не делим его на квартиры Иванова, Петрова или Сидорова, когда говорим в целом о доме. Так и здесь: есть разные административные единицы в одной республике. И есть общие правила для всех: не строить в "подбрюшье" друг друга, не создавать комплексы, лишенные социальной инфраструктуры, не строить без дорог. Допустим, мы можем спроектировать дорогу в городе, а выхода в район у нее не будет, потому что в бюджете района на это нет денег. Так уже было в Москве и Московской области. Парадоксально, когда руководители не могут найти общий язык. Это один регион - он не такой большой, чтобы нельзя было управлять процессами.

В городской черте Симферополя расположены несколько дачных массивов, в которых люди живут постоянно. Как быть с ними, не станут ли они препятствием для развития города?

В Симферополе ужесточат требования к строительству дорог

Эрнст Мавлютов: Там живут и будут жить люди, растут дети. Мы не можем и не хотим их переселять. Надо проектировать там нормальные дороги, инфраструктуру, превращать эти поселения в поселки городского типа.

Столица задыхается от пробок. Как от них избавиться?

Эрнст Мавлютов: Есть несколько предложений, которые должны решить транспортную проблему. Во-первых, в городе существует трудовая миграция, направленная от районов к центру. Нужно выносить офисы оттуда и создавать новые промышленные объекты на периферии. Вот для чего нам нужна агломерация с Симферопольским районом - чтобы люди ехали на работу за город, а не наоборот. Изменив направление миграции, мы можем сократить транспортные потоки на 10 процентов.

Во-вторых, административные меры - штрафы за парковку на газоне или тротуаре. В качестве альтернативы предлагаем место на платной стоянке. Добавьте сюда эвакуацию авто в качестве меры воздействия на нарушителей. Административные меры - это еще минус 10 процентов транспортного потока. Многоярусные парковки - еще 10 процентов. Объездные дороги и развязки снизят поток на 20 процентов.

Предполагает ли генплан такое понятие, как "деловой центр", или "сити"?

Эрнст Мавлютов: Между исторической частью города и аэропортом возможно развитие делового центра, промзоны, транспортно-логистического центра. Деловая часть имеет на карте города северо-западный вектор, курортная - юго-восточный. Это ялтинское шоссе и зона вокруг него. В остальных секторах города смешанная функциональная зона. Все будет развиваться по радиально-кольцевой системе транспортных коммуникаций как наиболее рациональной для островной агломерации.

А появятся ли в Симферополе новые виды транспорта?

В Симферополе на ремонт дорог в 2015 году потратят 500 млн рублей

Эрнст Мавлютов: Мы еще не проанализировали транспортные потоки. Монорельс рентабелен при больших пассажиропотоках, такой здесь может возникнуть, когда выйдет на проектную мощность аэропорт и направление на Ялту будет перегружено. Тогда как альтернатива ялтинскому шоссе может появиться монорельс. Видели, наверное, как у французов, китайцев этот транспорт пролетает между ущельями? Для этого нужно дать технико-экономическое обоснование проекта, когда появится генеральный план. Думаю, сейчас этот транспорт неактуален, потому что запланированной восьмимиллионной пропускной способности аэропорта до сих пор нет. Кроме того, сейчас непонятно, куда из него пойдут потоки: в Ялту, Севастополь или на западное побережье. Все это необходимо просчитать. Я не сторонник создания в данный момент нового вида транспорта. Сейчас нам нужно вывести на ялтинскую трассу современные комфортабельные троллейбусы.

В городе есть как минимум две промзоны (в районах улиц Генерала Васильева и Кубанской. - Прим. ред.), многие их объекты уже мертвы. Каково будущее этих территорий в новом генплане?

Эрнст Мавлютов: Мы же говорили о городе-миллионнике. Представьте, если Симферополь им станет. Как он обойдется без производства? Задача власти - обеспечить людей работой. С каждым собственником завода или промплощадки надо индивидуально встречаться и разговаривать, чтобы понимать, какие у него планы на будущее.

Предусматривает ли генплан снос новых капитальных строений, которыми загромождены площади города?

Эрнст Мавлютов: Существует градостроительная документация. Если на площади стоит некое здание, не внесенное в генплан, оно не может считаться законным. Неважно, утвержден ли этот объект горсоветом или каким-то иным органом власти. Если его нет в генплане - он вне закона. Легитимность данных построек можно оспорить, городские площади - это общественное пространство.

Недвижимость Общественный транспорт Республика Крым Крым