29.06.2015 00:05
Культура

Андрей Максимов: "Без границ" - это кино про то, что люди прекрасны

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий)
Российская газета - Федеральный выпуск: №139 (6710)
Попал я тут с корабля и прям на бал. Ну, в смысле с самолета на Московский кинофестиваль. Потому что режиссер Резо Гигинеишвили пригласил меня на премьеру фильма "Без границ", который он снял вместе с Кареном Оганесяном и Романом Прыгуновым. А надо сказать, что предыдущий фильм Резо "Любовь с акцентом" мне очень понравился. Ну, я и пошел.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Без границ"

Сидим мы с сыном, ждем начала. И тут подходит ко мне тележурналист с камерой и - ну вопросы задавать! Причем вопросы удивительные, они, в сущности, ответа не требуют. Они все про то, что кинофестиваль у нас Московский не получился. Эдакие вопросы-сентенции, под которыми я, по замыслу журналиста, должен написать "подписываюсь".

Болгарские фильмы на ММКФ: отцы и дети сорок лет спустя

Действительно, как не поругать кинофестиваль, если его возглавляет Никита Михалков - успешный, красивый и талантливый? То, что человек, наплевав на кризис и санкции, - все-таки фестиваль проводит, - это вроде как не считается. Журналистской братии хвалить и поддерживать не интересно, им хорошо, когда плохо. Я под этим не подписываюсь категорически.

И главное, говорю коллеге: вот, мол, только из Израиля, на берегу Средиземного моря, как-то не очень я, честно говоря, думал про фестиваль. А он продолжает свое: фестиваль, говорят, не хорош...

Но тут на сцену вышла съемочная группа картины "Без границ", и началось кино.

Должен признаться, что я побаиваюсь в последнее время смотреть отечественные фильмы, потому что они сделаны по тому же принципу, по которому работают многие журналисты: когда плохо - это хорошо. Если режиссер рассказывает про то, в каком несправедливом и ужасном мире мы живем, то ты не думай даже говорить слова типа: в этой картине концы не сходятся с концами; здесь герои поступают так или иначе не потому, что так ведут себя люди, а потому, что так велит концепция... Сразу прослывешь ретроградом.

Почему-то так повелось, что у нас смелым считается тот режиссер, который говорит: мы живем кошмарно! По мне, так в этом конъюнктуры больше, чем смелости. Увы, раньше режиссеры работали для зрителей, а теперь все больше для отборочных комиссий разных кинофестивалей.

Так вот я хочу вам доложить, что Резо Гигинеишвили, вдохновитель и руководитель этого проекта, и его товарищи - люди чрезвычайно смелые. Потому что они сделали картину на тему, нынче совсем непопулярную - про то, что мы все - люди.

Понимаете? Не борцы, не жертвы, не чиновники, не электорат... Мы - люди. И нам ничто человеческое не чуждо. Мы еще и любить умеем. И в этой любви человек раскрывается не как гражданин, а как Творение Божие.

"Без границ" - это кино про то, что люди прекрасны. Услышали меня? Не принципиальны, не сильны, не граждански активны - прекрасны. Потому что любовь - это когда еще вчера абсолютно чужой для тебя человек сегодня становится самым близким и необходимым. И если ты не испугался этой неизбежности любви, то становишься не только счастливым, но и прекрасным.

Фильм - несколько историй любви. Очень трогательных и местами невероятно смешных.

Если бы в картине был только дуэт Инны Чуриковой и Олега Басилашвили - ее бы стоило смотреть ради этого. Послушайте, ребята, а у нас, прям рядом с нами, живут великие актеры! Герои Чуриковой и Басилашвили не произносят никаких эпохальных монологов, не рассказывают слезливых историй про свою жизнь, вообще, кажется, ничего такого значительного не говорят - так, мельком, в проброс... Как, почему, откуда мы понимаем и про то, что у них жизнь была нелегкая, и про то, что они обрели счастье друг в друге?..

Полудокументальный фильм "Страна Сарояна": в поисках вечности

Но в фильме есть не только этот дуэт. Здесь еще много разных актеров - очень знаменитых, просто знаменитых и молодых. И никто - никто! - не играет плохо. Фильм населен не персонажами, а людьми: живыми, понятными личностями.

Что такое любовь? Самый трудный, кровавый, но самый дотошный и единственно полный способ познать другого человека. Человек познается не в политических распрях и дискуссиях, не в ситуациях, когда он критикует всех и вся или соглашается со всеми. Человек познается в любви.

Я давно не видел российских картин, которые были бы столь густонаселены интересными, неординарными, необычными людьми. Смотришь фильм, следишь за сюжетом, и познаешь людей. Очень разных и очень интересных.

Мы очень любим говорить про то, что "фильм заставляет задуматься". Очень хорошо. Фильм заставляет задуматься, телепередача заставляет задуматься, книга, газетная статья... Сидим задумчивые. А вчувствоваться что-нибудь заставляет? К чувствам нашим кто-нибудь обращается? Кому-нибудь важно помочь нам вспомнить, что мы - люди?

Теперь у меня есть ответ на этот вопрос: все это делают создатели картины "Без границ".

Слава богу, что пока журналисты в любой ситуации ищут что-нибудь плохое, есть кинематографисты, которые находят хорошее. Кинематографисты, которые любят меня, зрителя, которые не желают меня оскорблять и рассказывать мне, как я мерзок, но хотят, чтобы я вспомнил, что я, зритель, создан не только для всяческих битв, но еще и для любви.

Да, в какой-то мере это сказка. Но кто мешает нам в своей личной жизни сделать былью сказку о любви?

Мировое кино Москва Столица