01.07.2015 00:50
Экономика

Замедление российской экономики негативно сказалось на лизинге судов

Взять в лизинг морскую или речную технику стало сложнее
Текст:  Евгения Носкова
Российская газета - Спецвыпуск: Судостроение №141 (6712)
На прошедшем в конце июня заседании коллегии минпромторга глава ведомства Денис Мантуров среди секторов, в которых в прошлом году наблюдалась наилучшая ситуация, назвал, в частности, авиацию, радиоэлектронную промышленность и судостроение. По его словам, все эти сектора обеспечены гарантированным спросом со стороны государства.
Читать на сайте RG.RU

Объемы судостроения за 2014 год выросли на 14 процентов, среди крупнейших проектов были отмечены строительство комплекса "Звезда" на Дальнем Востоке и интеграция в структуру отрасли крымских предприятий. Главным приоритетом гражданского сегмента судостроения было названо освоение шельфовых месторождений. До конца этого года предполагается скорректировать госпрограмму по судостроению в сторону поддержки добывающего флота - морских платформ, трубоукладчиков, судов обеспечения, выпуска необходимого нефтегазового оборудования.

Практически весь российский парк паромов - импортного производства

По мнению экспертов, эффективным механизмом финансирования судостроения является лизинг. Среди его основных преимуществ - меньший объем авансовых платежей (от 10 до 30 процентов контрактной стоимости судна), а также то, что по окончании срока лизинга право собственности переходит к лизингополучателю. Кроме того, как подчеркивают аналитики Intesco Research Group, при лизинге применяется ускоренная амортизация, которая позволяет снизить общую величину налога на имущество. Возможно и снижение налога на прибыль за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость услуг. С помощью лизинга можно оптимизировать финансовую отчетность компании, так как материальные активы (суда) могут быть отнесены на баланс лизингодателя. В случае же, например, финансирования через банковский кредит к себестоимости можно отнести только проценты по кредиту.

По данным рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА"), на начало 2015 года доля лизинга судов (морских и речных) в общем лизинговом портфеле составляла 2,4 процента. Это немногим больше, чем в 2014 году (1,1 процента), а в сумме новых договоров лизинга доля сегмента за год выросла на 0,7 процента (до 1,4 процента). Как рассказала управляющий директор ГК "Альфа-Лизинг" Ольга Енькова, сегодня основным потребителем услуги лизинга судов являются компании, занимающиеся перевозкой грузов (нефть, бункеровка, сухогрузы). "Рыболовецким компаниям лизинг менее интересен в связи с налоговыми льготами по НДС", - добавила эксперт. Применяется лизинг и при финансировании строящихся судов. "Строящиеся суда достаточно активно финансируются через механизм лизинга. Например, в конце прошлого года наша компания передала в лизинг два танкера проекта RST-27", - рассказала Енькова.

Банковский сектор ужесточил требования к заемщикам и лизинговым компаниям, что осложнило ситуацию

Потребность в лизинге судов, по словам эксперта, достаточно высока, но замедление экономики оказало существенное давление на сегмент лизинга судов. "Банковский сектор ужесточил требования к заемщикам и лизинговым компаниям. В то же время для сегмента судов характерна ярко выраженная сезонность и практически отсутствие долгосрочных контрактов. Такая ситуация снизила возможность принятия риска лизинговыми компаниями на клиента", - пояснила Енькова.

Одним из преимуществ лизинга традиционно считалась возможность взять в аренду судно под "удобным флагом", однако сегодня тенденция меняется. "В России реализуется ряд проектов, где есть ограничения по юрисдикции судов. Один из подобных проектов - строительство порта Сабетта на Ямале. Поэтому тенденция сейчас меняется в сторону увеличения количества судов в российской юрисдикции. Кроме того, регистрация в Российском международном реестре позволяет судовладельцам получить различные льготы. Это также стимулирует рост количества судов в российской юрисдикции", - рассказала Енькова.

Технологии ВПК предложили использовать в гражданском судостроении

Заместитель генерального директора ГТЛК Владимир Добровольский считает, что динамика лизинга в сегменте водного транспорта значительных изменений в этом году не претерпит. "Рост доли в сегменте во многом произошел за счет значительного сокращения доли железнодорожного и воздушного транспорта, - отметил он. - Флот нуждается в серьезном обновлении, так что теоретически у сегмента огромный потенциал роста. Однако главной проблемой является привлечение судоходными и лизинговыми компаниями длинных дешевых денег".

Добровольский обратил внимание на то, что отличительной чертой сегмента водного транспорта является очень большой срок окупаемости предмета лизинга - от 10 лет. Даже срок строительства судна составляет как минимум год - это тоже закладывается в расходы, и исходя из этого должна быть структурирована лизинговая сделка, привлечены в нужном объеме деньги на нужный срок. "В структуре себестоимости бизнеса судовладельцев основная часть - это амортизация судна. Это значит, что для потенциального лизингополучателя-судовладельца до мелочей важны те финансовые условия, на которых он приобретает судно в лизинг, и срок лизинговой сделки", - пояснил эксперт. Также, по его словам, должна быть гарантированная постоянная долгосрочная эксплуатация судна, чтобы судовладелец мог оплачивать лизинговые платежи и получать прибыль.

Финансы Водный транспорт