02.07.2015 00:56
В мире

Парламент Киргизии отложил внесение поправок в Конституцию

По просьбе президента парламент отложил конституционную реформу
Текст:  Данияр Каримов (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Киргизия: №143 (6714)
Совершенно неожиданно завершилась интрига вокруг Конституции Киргизии. Лидеры парламентской коалиции большинства, намеревавшиеся внести поправки в основной закон страны, отложили реформу на более поздний срок. К такому решению народные избранники пришли по просьбе президента КР Алмазбека Атамбаева.
Читать на сайте RG.RU

Действующую редакцию Конституции в Киргизии приняли в 2010 году. Тогда же был объявлен мораторий на внесение в документ изменений - на десять ближайших лет. Однако буквально через несколько месяцев в республике зазвучали голоса тех, кто считает последнюю редакцию Основного закона несовершенной. К 2015 году им удалось убедить в своей правоте отдельных парламентариев, а потом и лидеров фракций, входящих в коалицию большинства. Как заявил один из них, Феликс Кулов, в Конституцию необходимо внести "точечные" изменения, которые улучшат работу всех ветвей власти. Новую редакцию главного закона страны депутаты собирались вынести на референдум.

Депутатам Киргизии запретили создавать внефракционные группы

Правительству предлагалось передать право назначать глав местного самоуправления, а непосредственно премьеру - самостоятельно отправлять членов его кабинета в отставку. Это, как утверждали разработчики поправок, поспособствовало бы более эффективной работе исполнительной власти и улучшило управление бюрократическим аппаратом.

Поправки, касающиеся парламента, были призваны усилить ответственность законодателей перед выдвинувшими их партиями и общественностью. Реформаторы предлагали не распространять на депутатов неприкосновенность в тех случаях, когда народные избранники до избрания в парламент совершали уголовные преступления. Партии получили бы право отзывать депутатов, "не оправдавших доверия", и лишать их мандатов, а законодатель, избранный премьер-министром, после отставки мог бы вернуться в палату.

Изменения, касающиеся судебной ветви власти, предполагали передать парламенту право выбирать главу Верховного суда (ВС) и его заместителей. Из состава Верховного суда, вместе с тем, намеревались вывести Конституционную палату, которая стала бы главным надзорным органом. Простые граждане, в свою очередь, получили бы право пересмотра дел "по вновь открывшимся обстоятельствам" даже после вердикта Верховного суда.

Работа над поправками вызвала вал критики - со стороны как политических игроков, так и общественных организаций. Отчасти из-за опасений, что правящие круги переформатируют правила игры в свою пользу, отчасти из-за усталости: Конституцию в Киргизии изменяли неоднократно. Реформаторов призывали не торопиться, но к этому мнению законодатели прислушались лишь тогда, когда к их противникам присоединился президент.

Алмазбек Атамбаев направил лидерам фракций официальное письмо, в котором указал, что оценивает работу реформаторов высоко, но сроки обсуждения поправок считает недостаточными. "За пять лет нашей с вами совместной работы мы не раз находили трудные, но выверенные решения стоящих перед страной проблем, - заявил президент Киргизии. - Убежден, что в ходе предстоящих парламентских выборов у вас и избирателей будет возможность еще глубже проанализировать ситуацию и вернуться к данным инициативам в парламенте нового созыва".

Президентское письмо возымело действие и вынудило лидеров фракций провести срочную встречу. "Политикам важно находить консенсус, - подытожил Феликс Кулов. - Мы пошли навстречу просьбе Алмазбека Атамбаева и согласились отозвать законопроект. При этом надо отметить, что процесс запущен, и его уже не остановить. В следующем созыве депутаты обязательно поднимут этот вопрос, так как сегодня все партии имеют свое видение совершенствования Конституции".

Тем временем

Эксперты Венецианской комиссии и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ выразили озабоченность по поводу инициативы изменения Конституции Киргизии. Они полагают, что законодателей нельзя лишать иммунитета, а партии или фракции не должны иметь полномочий решать вопрос о прекращении действия мандата члена парламента. Конституционную палату, в свою очередь, нужно, на взгляд экспертов, сохранить как часть судебной ветви власти. Критику международных структур также вызвало намерение провести референдум осенью без проведения широкой общественной дискуссии.

Кыргызстан