Сценарист фильма Глеб Кузнецов долгое время работал волонтером на реставрации старинных деревянных храмов в Архангельской и Вологодской областях. Тогда ему и пришла в голову идея этого фильма.
- Однажды мы вдруг поняли, что о церквях, которые мы восстанавливаем, никто вокруг вообще ничего не знает, - рассказывает Глеб. - Хотя казалось бы.... Представьте себе Кижи, только гармоничнее, лучше, и построенные не барином-заводчиком и его крепостными, а свободными крестьянами, и стоящими не в заповеднике, куда вход по билетам, а на берегу реки, на краю леса, посреди дремучей деревни. И эти храмы и деревни, о которых никто ничего не знает, потихоньку, своим чередом, умирают.
Таких "зачарованных Севером", как москвич Глеб Кузнецов оказалось много - около 2,5 тысяч человек. И в основном это жители крупных мегаполисов, летом выезжающие на Север и помогающие восстанавливать заброшенные церкви. Живут волонтеры обычно в палатках, пищу готовят на костре и занимаются противоаварийными работами в храмах. Устанавливают в храмах иконы, проводят молебны. Ищут и находят необходимую поддержку у местных жителей.
И вот вскоре собралась команда "киношников", появился сценарий, режиссер и оператор, которые хотели рассказать о Русском Севере. Но кроме самой идеи и творческого порыва у молодых ребят практически ничего не было. Тогда документалисты решили прибегнуть к краудфандингу. На одном из ресурсов изложили свою задумку с просьбой о финансовой помощи, и люди откликнулись. Было собрано около одного миллиона рублей.
- Север порезан, как дольки арбуза, с севера на юг своими реками - Онегой, Вагой, Северной Двиной, Пинегой, Мезенью. Так и мы снимали - по руслам рек, - рассказывает Глеб Кузнецов.
Основные съемки прошли на территории Архангельской области, в кадре оказались северные красоты Поморья, его жители, быт северной деревни. В съемках был задействован мини-вертолет с камерой, и всю северную красоту можно увидеть с высоты птичьего полета. Получился рассказ об уникальной природе, заброшенных и восстановленных церквях, о думах и взглядах простого человека.
- Многих героев фильма мы знали заранее, с кем-то договорились при подготовке к съемкам, но самое прекрасное - идти от человека к человеку и неожиданно встречать "человека-находку", - рассказывает Глеб Кузнецов. - Важно, что за полтора месяца съемок, нежданных визитов к разным людям и в невероятную глушь, у нас не было ни одного неприятного инцидента с местными жителями. Мы не вели скрытых съемок, потому что люди охотно приглашали съемочную группу домой, угощали нас, были искренними.
О подобном отношении местного населения говорили и другие режиссеры, снимавшие фильмы о Севере и на Севере. Андрей Кончаловский, работавший в Плесецком районе над фильмом "Белые ночи почтальона Тряпицина", Андрей Звягинцев, прогремевший с "Левиафаном", снятым на Териберке Мурманской области. Но это художественные фильмы. А документалисты "Атлантиды" подошли к созданию фильма несколько иначе.
- Чего вы не увидите в нашем фильме, так это уныния. В игровом кино, напротив, все пропитано им. Почему, спрашивайте у культурологов. А мы только можем сказать, что нет его у людей на севере. Мы его там не нашли, - смеется Глеб Кузнецов.
Параллельно прокату "киношники" собирают деньги на восстановление церкви в Нюнежской Шенкурского района Архангельской области.
- Маленькая церквушка на берегу чистой широкой речки Ваги не оставит равнодушной никого - такая она уютная, стоит одна на берегу в поле иван-чая. А за ней - ничего, лишь 100 км лесов, - рассказывают авторы фильма.
Ее виды стали одним из самых захватывающих кадров картины.
В Москве "Атлантида" будет идти в четырех кинотеатрах. Архангелогородцы фильм увидеть пока не могут, владельцы кинотеатров решили, что это не "кассовые" сборы. Возможно, в скором времени "Атлантиду" можно будет увидеть на телевизионном экране, а пока команда фильма рассчитывает на поддержку и оценку своего произведения на кинофестивалях. Кроме того творческая команда планирует несколько показов фильма с концертной программой на российских фестивалях фолк-музыки.