А ведь всем нам где-то в глубине души он видится океанским и очень могучим - с эскадрами ракетоносных крейсеров и авианосными ордерами.
А может, и нет необходимости в ближайшие 15, как минимум, лет тратить миллиарды на воссоздание былого могущества советского ВМФ. Кстати, стоит вспомнить историю ХХ века. При всем уважении к военным морякам сам флот не сыграл никакой существенной роли ни в судьбе Первой мировой, ни в ходе Великой Отечественной.
Флот будет мал, да удал
В ближайшей перспективе вести океанские сражения за тысячи миль от родных берегов мы вряд ли будем. С учетом того, что Россию выталкивают из различных международных миссий, можно и борьбу с пиратами около далекого Сомали свернуть. Выходит, строить необходимо такие корабли, которые способны решать максимум задач в арктических акваториях, на Дальнем Востоке, Балтике и, конечно, в Черном и Средиземном морях. Такие корабли у нас есть как в постройке, так и в проектах. Есть и неплохие системы береговой обороны.
Фрегаты и корветы - это корабли ближней морской зоны, хотя при необходимости они способны совершать и дальние походы. Но, как считают эксперты, для создания компактного, мощного и сбалансированного флота, способного защитить морские границы России, а при необходимости вести войну и в океане, ВМФ нужны эсминцы. Минобороны, похоже, с этим согласилось.
Эсминцы выйдут в лидеры
В 2017 году планируется заложить первый корабль класса эсминец. И возможно, он будет иметь ядерную энергетическую установку. Концепт-проект под номером 23560Э разработан в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге. Буква "Э" подразумевает, что он сразу создается в экспортном варианте. И он уже заинтересовал военно-морские силы некоторых стран.
Во всех отношениях проект - прорывной. У него будет отличная мореходность и комфортные условия обитания для экипажа. Обводы и архитектура надстройки обеспечат малую заметность. Основные ТТХ и системы вооружения нового корабля внушают уважение. Водоизмещение - до 18 000 тонн. Длина - 200 метров, ширина 23 метра, осадка 6,6 метра. Скорость - 32 узла. Экипаж - до 300 человек. Срок службы - до 50 лет.
Основное вооружение - 70 противокорабельных крылатых ракет. Система С-500 "Прометей" с боекомплектом в 128 ракет прикроет эсминец от атак с воздуха, в том числе, ракетных. На нем будет установлено противоторпедное оружие нового поколения. Для борьбы с подводными лодками предусмотрены также 24 противолодочных управляемых ракеты.
Защита с берега - обеспечена
Черноморский флот РФ в СевастополеВ случае вражеской атаки с моря первыми в бой с противником вступят корабли. Но если неприятелю удастся прорваться к нашему берегу, вряд ли он до него дойдет. Уцелевшие в морских сражениях корабли будут уничтожаться ракетными ударами береговых комплексов "Бастион", "Бал" и "Клаб". Первые два, кстати, уже прикрывают Крым, а "Клаб" - в стадии завершающей доработки.
"Бастион" имеет на вооружении сверхзвуковые крылатые ракеты "Яхонт" с дальностью полета 300 км. Одна ракета способна развалить корабль класса фрегат и нанести серьезные повреждения авианосцу. Батарея "Бастионов" прикрывает 600 км побережья. "Бал" дополняет "Бастионы". Он более мобилен, боекомплект - 64 ракеты, способные поражать цели на дальности от 5 до 260 км.
Один "Бастион" или "Бал" способен утопить вражескую эскадру, а в паре они уничтожат и флот.
Подводные стражи России
Церемония приемки многоцелевой АПЛ "Северодвинск" на вооружение ВМФ РоссииА ведь есть у нас еще и подводные силы. Новейшие ядерные субмарины проекта "Ясень" специально созданы для защиты арктических акваторий России. Когда-то в США разрабатывали план незаметного прохода подводных ракетоносцев под ледяным панцирем Арктики почти к берегам СССР и нанесения ударов фактически с границ побережья. С вводом в строй "Ясеней" такая атака становится бессмысленной. Даже самый современный ракетоносец будет обнаружен и торпедирован как только войдет под лед.
А вот для боевых действий в прибрежных мелководьях и защиты морских добывающих платформ предназначены относительно дешевые лодки проекта П-750, проектируемые в КБ "Малахит".
Вечные странники океанов
Подводные роботыДля отражения удара неприятеля в ходе сетецентрической войны в РФ создаются воздушная, надводная и подводная системы, связанные в единое целое. В нее входят беспилотники, способные патрулировать над морскими просторами сутками. Они служат приемниками сигналов с подводных защитных систем, ретрансляторами связи и могут нести ударное ракетное вооружение.
В качестве надводных патрульных средств, особенно в прибрежных акваториях, широкое применение найдут беспилотные катера. Особая роль отводится необитаемым подводным аппаратам. Как ни странно, мы здесь по многим направлениям лидируем. Еще с начала 1990-х у нас есть "наутилусы", которые могут находиться под водой неограниченное количество времени с неограниченной дальностью плавания. Они практически незаметны для средств подводной пеленгации. А сами способны собирать весь комплекс подводной информации. Могут нести и боевые заряды.
Войдут в глобальную сеть, защищающую Россию, и управляемые подводные аппараты, соизмеримые по размерам с малыми подводными лодками. Они смогут создавать облики субмарин, отвлекая на себя противолодочные силы противника, а также собирать развединформацию. А потребуется - станут торпедами.
Таков тренд сетецентрических войн, к которым готовятся во всем мире. Стоит повторить: Россия - не в аутсайдерах. И даже если нам вдруг потребуется строить авианосцы - сможем. Помощь других стран не потребуется. Сотрудники Крыловского научного центра просчитали проект, который даже сегодня кажется невозможным.
Авианосец "Шторм"
В Петербурге разработали концепт перспективного авианосцаХарактеристики его впечатляют. Водоизмещение - 100 000 тонн. Длина - 330 метров, ширина - 40 метров, осадка - 11 метров. Скорость - 30 узлов. Автономность плавания - 120 суток. Экипаж - до 5000 человек. Срок службы - до 50 лет. Он сможет нести на борту до 90 летательных аппаратов, как пилотируемых, так и беспилотных. Боезапас крылатых ракет и авиабомб - 3000 штук.
Таких кораблей у нас еще не строили. В случае реализации проекта "Шторм" станет одним из самых мощных авианесущих кораблей XXI века.