06.07.2015 21:38
Культура

В Александринском театре состоялась премьера спектакля Infinita Frida

В Александринском театре премьера спектакля Infinita Frida
Текст:  Елена Боброва
Российская газета - Федеральный выпуск: №146 (6717)
Юрий Смекалов десять лет был солистом труппы Бориса Эйфмана, тогда же получил "Золотую маску", сейчас он - не только солист Мариинского театра, за пять лет станцевавший уже сорок партий, но и многообещающий хореограф. В частности, поставил в Большом театре сказку "Мойдодыр" и в качестве хореографа участвовал в проекте Первого канала "Болеро". В Петербурге на сцене Александринского театра состоялась российская премьера балета Infinita Frida, который впервые был показан на родине знаменитой художницы Фриды Кало. Как и в Мексике, в России главную партию станцует Элиза Каррильо Кабрера - прима "Штатс Балет Берлин". Почему балет - не искусство шока, рассказал "РГ" Юрий Смекалов.
Читать на сайте RG.RU

Почему спектакль вы назвали Infinita Frida? Почему "бесконечность" и Фрида Кало?

К 90-летию Анатолия Эфроса покажут мхатовский спектакль "Тартюф"

Юрий Смекалов: Потому что это не биографический спектакль, хотя в нем есть реальные персонажи - и сама Фрида, и ее муж, знаменитый художник Диего Ривера, и даже Лев Троцкий, влюбленный во Фриду. Но все же это фантазии на тему творчества знаменитой мексиканской художницы. Для меня экспозиция ее творчества, попытка передать ее линии, ее цвета - важнее мелодраматического рассказа. Тем более, что в ее картинах мы видим все ее переживания, связанные с изменами, страданиями, с детством, с близкой смертью. То, что пришлось преодолеть Фриде, даже представить невозможно, можно лишь попытаться почувствовать, глядя на ее картины, каждая из которых пронизана болью, отчаянием. И при этом стоит вспомнить ее прощальную картину, которую она назвала Viva la vita! ("Да здравствует жизнь!"). Поразительная женщина, в ней было столько магнетизма, что несмотря ни на что она была желанна! И все же Фрида для меня не просто реальный человек, прежде всего она - великий художник, в котором воплощается бесконечность искусства. На сцене слово Infinita присутствует буквально, его символ, цифра 8, повторяется в различных элементах - у нас 8 танцовщиков, в сценическом оформлении использовано 8 цветов, в музыке звучат 8 тем, партитура составлялась изначально для октета. Я и через пластику исполнителей старался передать роковую закольцованность восьмерки.

Поразительная женщина, в ней было столько магнетизма!

Вы тяготеете к символизму? В одноактном балете "Завод Болеро" вы говорили о семи смертных грехах, здесь - о восьмерке вечного перевоплощения...

Семен Спивак: Актер прежде всего должен быть личностью

Юрий Смекалов: Пожалуй. Потому что даже в детском балете "Мойдодыр" вы найдете немало символов. Была даже идея: герой попадает в Таврический сад, в кронах деревьев которого можно угадать портреты великих людей того времени. Но мы решили, что это не "считается", и ограничились тем, что все гуляющие в саду - персонажи 30-х годов, вроде "девушки с веслом", Анны Ахматовой, Владимира Маяковского... Но если говорить об идее спектакля, мне вспоминаются слова Фриды Кало: "Считается, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность". В каждом моем балете реальность разная, вот и все...

Один из премьерных дней Infinita Frida выпал на 6 июля - день рождения Фриды Кало. Это случай?

Юрий Смекалов: Это совпадение, но мне оно кажется символичным - хочется думать, что судьба благоволит к нам. Тем более, что премьера балета пройдет в рамках презентации творческого объединения M.A.D. Company. Мне кажется, начало пути нашего объединения выглядит обнадеживающим, учитывая, что в создании Infinita Frida приняли участие такие талантливые люди, как композитор Александр Маев, чьи работы - настоящее открытие для балетного искусства, замечательный художник Елисей Шепелев, Владимир Шкляров, Игорь Колб - премьеры Мариинского театра и, наконец, Элиза Кабрера, которая не только прима-балерина "Штатс Балет Берлин", но и культурный посол Мексики в Европе.

Музыкальный театр Санкт-Петербург Северо-Запад