После триумфа в Кубке страны руководство "Локомотива" избавило Игоря Черевченко от приставки "исполняющий обязанности", подписав с ним контракт по схеме "1+1". Накануне игры с "Зенитом" Черевченко пообщался с корреспондентом "РГ", и это интервью стало для Игоря Геннадьевича одним из первых в новой должности.
Деньги - на втором плане
Сильно расстроились из-за переноса матча за Суперкубок в Санкт-Петербург?
Игорь Черевченко: Не особо, потому как голова была забита мыслями о сборах. Кроме того, на "Петровском" наверняка будет аншлаг, а при полных трибунах футболистам легче настроиться на игру.
Но ведь у "Зенита" теперь будет дополнительное преимущество.
Игорь Черевченко: Питерцы в любом случае считались бы фаворитами, потому что они чемпионы. Но в одном матче может произойти что угодно, и фактор чужого поля может пойти на пользу. Ведь Кубок мы выиграли не на домашнем стадионе, а в Астрахани.
Переживали перед финалом?
Игорь Черевченко: Конечно! За день до встречи сильно волновался, не мог найти себе места. Хорошо, что друзья звонили, родственники, как-то отвлекали. Во время матча не так сильно нервничал, но мысленно просил своих футболистов: не доводите дело до серии пенальти.
Помните, что творилось в раздевалке после того матча?
Игорь Черевченко: Да там безумие было! Все кричали, радовались, обливались шампанским. На обратном пути из Астрахани шума было поменьше, ребята в самолете играли в карты или просто смотрели фильмы.
Разговоров о двойных премиальных не было?
Игорь Черевченко: Насчет денег с нами никто из руководства ничего не обсуждал, и это правильно. Мы же хотели трофей выиграть, а не получить бонусы. Поверьте, никто о деньгах не думал, в спорте самое важное - победы.
А какая цель перед вами поставлена на грядущий сезон?
Игорь Черевченко: Выйти в еврокубки и как можно успешнее выступить в Кубке России. Но для этого нам необходимо усиление.
Зимой ушел Даме Н'Дойе, теперь вот Роман Павлюченко. За атаку не опасаетесь?
Игорь Черевченко: Уход Павлюченко стал потерей, но трагедии из этого делать не стоит. У нас есть Петар Шкулетич, плюс мы рассматриваем нескольких нападающих, которые могут к нам перейти до начала сезона.
Таджикистан - это родина
Какую страну вы считаете родной?
Игорь Черевченко: Конечно, Таджикистан. Я там родился, прожил 18 лет, начал в футбол играть. Хотя если бы не влияние отца, не знаю, кем бы я стал.
Вы ведь посвятили победу в Кубке России отцу, да?
Игорь Черевченко: Так и есть, его не стало в прошлом году. Жаль, он не увидел этого. Он сам был футболистом, мог в свое время перейти в ЦСКА, если бы не вывих ключицы, из-за чего его не призвали в армию. Сколько себя помню, все время был с мячом, отец брал меня с собой в поездки, с его помощью меня взяли в спортшколу. Он выступал в "Памире", когда тренером был Семин, а позже я познакомился с сыном Юрия Павловича - Андреем.
Первую зарплату помните?
Игорь Черевченко: Я тогда в 10-м классе учился и подписал контракт с "Памиром". Получал больше, чем родители - 350 рублей. В союзные времена это были большие деньги, те же учителя зарабатывали около 160 рублей.
Вам нравилось жить в Таджикистане?
Игорь Черевченко: Очень, я и сейчас частенько бываю на родине. Вот недавно ездил на несколько дней, встретился с друзьями. Мне все нравится в Таджикистане, особенно природа: красивые горы, речки. Конечно, не всем людям живется хорошо, разница между богатыми и бедными существенная. Но такая ситуация практически в любой стране.
Вы с семьей переехали в Россию из-за войны в Таджикистане?
Игорь Черевченко: Конечно, она ускорила наш переезд. Но опять же - лучше всего я себя чувствую на родине, в Душанбе.
В школе хорошо учились?
Игорь Черевченко: Я частенько занятия пропускал, иногда вообще прятался от учителей (улыбается). Но в аттестате у меня было лишь три четверки, а по всем остальным предметам - пятерки. Меня в эту школу отец отвел, она была с математическим уклоном.
Он хотел, чтобы вы экономистом стали или математиком?
Игорь Черевченко: Нет, но при этом он говорил мне: "Игорек, не станешь футболистом, так хоть умным будешь".
Как относитесь к стереотипам, что игрокам не хватает элементарного образования?
Игорь Черевченко: Так говорят те, кто завидует. Футбол - это интеллектуальный вид спорта, в нем нужно постоянно думать, так что я не понимаю этих разговоров. Вот сейчас остановите на улице любого человека и попросите его назвать все бывшие советские республики со столицами. Уверен, практически никто не сделает этого.
В шаге от "Ювентуса"
Когда были футболистом, представляли себя тренером?
Игорь Черевченко: Я вообще тогда об этом не думал, но когда закончил карьеру, настал момент принимать решение о будущем. И вот тогда я понял, что можно и тренером стать, тем более что я всю жизнь связан с футболом.
В отличие от многих коллег, вы начали с низов.
Игорь Черевченко: И это очень помогло! Я пять лет тренировал детей в Перово, а потом получил приглашение от Рахимова, когда он возглавил "Локомотив". С Рашидом мы познакомились еще в "Памире", хотя он тогда за основу играл, а я за дубль.
С 2008 года в "Локомотиве" сменилось семь главных тренеров, но каждый раз вы оставались в клубе. Как так получилось?
Игорь Черевченко: Сам не знаю, просто так вышло. Зато я приобрел большой опыт, работая рядом с такими людьми, как Семин, Коусейру, Билич.
Кто из них вам ближе по нраву?
Игорь Черевченко: Сложно сказать. Семин всегда был очень эмоциональным, тяжело переживал поражения, а я очень спокойный человек. Помню случай во Владикавказе в 1996 году, когда мы проигрывали после первого тайма "Алании", и в перерыве Юрий Павлович устроил настоящий разнос в раздевалке. Молодым было непросто в такие моменты, но со временем они привыкали. Если говорить о европейских специалистах, мне больше всех нравятся Юрген Клопп и Диего Симеоне. Клопп вообще с нуля поднял "Боруссию". Он вывел ее на такой уровень, что "Бавария" забирает оттуда не только игроков, но и врачей (улыбается).
К слову, о медиках. Вы всегда следовали их советам?
Игорь Черевченко: Нет, потому что человек иногда сам может оценить свое состояние. К примеру, я никогда не принимал таблеток, которые давали врачи. Я и так физически всегда себя здорово чувствовал, и если бы не газон "Лужников", не завершил бы карьеру в 28 лет. Мне нельзя было играть на синтетике.
У вас был шанс уехать в Европу?
Игорь Черевченко: В 2001 году уже прошел медосмотр в "Ювентусе", договорился обо всем, но мне срочно надо было вылететь в Москву на пару дней. Я сказал итальянцам: "Давайте я вернусь из России и подпишем контракт". Но они не согласились, хотели моей подписи сразу после медобследования.
Сильно переживали, когда трансфер в туринский клуб сорвался?
Игорь Черевченко: Я не такой человек, который сидит целыми днями и думает о том, что не свершилось. Многие интересовались у меня в 90-е: неужели я не расстроен выбором в пользу сборной Таджикистана, а не России? Но я хотел играть за свою страну, хотя Игнатьев и Бышовец звали меня. В УЕФА даже запрос был отправлен, РФС хотел обменять меня на Мухсина Мухамадиева, но ничего не вышло.
Вам не было обидно, когда ушли из "Локомотива" и команда впервые завоевала "золото"?
Игорь Черевченко: Нет, тем более что я внес тогда свою лепту. Я был на последнем матче сезона, на банкете, праздновал с ребятами. Отмечали мы тогда победы с размахом. Больше всего мне запомнилось, как после завоевания Кубка в 1996 году меня на несколько часов задержали на допинг-контроле. Я тогда все пиво выпил у врача, около шести бутылок, а мне еще и с командой надо было повеселиться (улыбается). У нас в "Локомотиве" в те годы при Семине была настоящая семья, в нынешних условиях такое практически нереально.
Далек от социальных сетей
Как игроки "Локомотива" реагируют на критику?
Игорь Черевченко: Нормально, хотя люди иногда перебарщивают. Недавно ребята всей командой собрались на катере, кто-то из них выставил это фото в интернете, и многие сделали из этого скандал. Никто и не подумал, что футболисты хотели вместе обсудить проблемы, с которыми они столкнулись весной, и найти из этого положения выход.
Просто болельщики разозлились тогда, потому что "Локомотив" никак не мог выиграть в чемпионате, и тут такое фото в Инстаграме.
Игорь Черевченко: По поводу социальных сетей сразу скажу - я сам не понимаю футболистов. В наше время не было твиттеров и всего прочего, было меньше гламура. А что касается болельщиков, то мы обязаны вернуть их на трибуны. Я готов встретиться с ними в любой момент и обсудить что угодно. Важно, чтобы они понимали - игроки бьются не только за себя, но и за клуб.
Даже Мбарк Буссуфа, который прошлым летом устроил демарш?
Игорь Черевченко: И он в том числе. Люди порой совершают ошибки, но важно понимать это и двигаться вперед. Буссуфа в прошлом сезоне здорово себя проявил, с ним никаких проблем нет.
Почему европейские клубы не покупают наших футболистов?
Игорь Черевченко: А может, это нам не все до конца известно? По ним, может, и есть предложения, но они не в курсе. Я в свое время подходил к Валерию Николаевичу Филатову ( бывший президент "Локомотива". - Прим. авт.) и задавал вопрос: "Вот мы дважды играли в полуфиналах еврокубков, неужели нами никто не интересуется?" Он говорил, что нас хотят купить сразу несколько европейских клубов, но если он нас отпустит, "Локомотив" не сможет бороться за титулы. Но я уверен, что все у наших футболистов еще впереди, просто надо набраться терпения.
Досье "РГ"
Игорь Черевченко родился 21 августа 1974 года в городе Душанбе Таджикской ССР. Футбольную карьеру начал в 18 лет, в команде "Памир". В дебютном сезоне
Черевченко стал чемпионом и обладателем Кубка Таджикистана. Из-за гражданской войны семья Игоря переехала в Россию, где поначалу молодой защитник выступал за клуб "Индустрия" из Обнинска. В 1996 году перешел в "Локомотив", где провел лучшие годы в карьере, после чего перешел в "Торпедо", а затем в "Аланию". Во Владикавказе в 2002 году Черевченко завершил карьеру из-за травм. За сборную Таджикистана провел восемь матчей.
Тренерскую карьеру Черевченко начал в 2008 году, поработав сначала в школе "Локомотива" с детьми, а затем став ассистентом Рашида Рахимова в первой команде. 2 июня 2015 года назначен главным тренером "Локомотива".