Подходит к концу вторая неделя поисков вертолета Ми-8, потерпевшего крушение в Сургутском районе в ночь на 3 июля. Спасатели надеялись найти борт за день. Увы, обнаружено лишь тело одного пилота, кое-что из медоборудования и топливный бак с небольшими фрагментами машины. В относительной близости от находок эхолоты вроде бы "нащупали" на 10-12-метровой глубине некие громоздкие предметы. Предполагалось, это фюзеляж, ротор или хвост. Водолазы спустились на дно, где в мутной и бурной воде собственную руку не видать, пытались на ощупь понять, что за предметы. Позавчера выяснилось: там всего лишь топляки - затонувшие бревна, лес.
По воздуху быстрее?
Сургут и Нижневартовск - два крупнейших города Югры и Тюменской области - связывает шоссе протяженностью около 225 километров. Их можно преодолеть без особой спешки за три с половиной часа, утверждают автомобилисты. По прямой - на полсотни километров меньше, с учетом крейсерской скорости Ми-8Т по воздуху - в четыре раза быстрее. Правда, на сей раз дорога заняла времени больше обычного из-за скверной погоды: небо заволакивало свинцовыми тучами, на горизонте громыхало.
2 июля Югру уже заливало. В предстоящие сутки, предупреждало региональное МЧС, вновь будет сильный дождь, гроза, возможны град и усиление ветра до 24 метров в секунду. В общем, атмосфера совсем не для полета "вертушек". Но то был неотложный рейс. Местный филиал окружного центра медицины катастроф запросил у партнера, вертолетного подразделения компании "Ютэйр", санитарный борт для экстренной доставки 2-летней девочки с мамой в Нижневартовск, где находится окружная педиатрическая клиника с лучшими детскими врачами. У малышки, поясняют медики, острый отит спровоцировал заражение крови, счет шел на часы.
На борту было пятеро мужчин. Почти ровесники - возраст от 45 до 51. За пациенткой наблюдали фельдшер Павел Михайлов и реаниматолог Илья Шевелев - один из лучших в РФ врачей в сфере неотложной помощи, неоднократный победитель профессиональных конкурсов, международных и национальных. Бортмеханик Вячеслав Цыбань, мечтавший летать, как и раньше, на "тушке", - сургутянин. Первый пилот Игорь Павлюк с напарником Даулятом Сулкарнаевым - тюменцы. Даулят, уже давненько ушедший из авиации на пенсию, не выдержал, вернулся в небо. На днях его, родившегося в июле же, похоронили.
Передав больную медикам "скорой", в обратный путь Ми-8 отправился в 23.25 (по первоначальной информации Уральского следственного управления на транспорте - в 23.55). Напрашивается - "в темень". Но в начале июля в этих широтах еще стоят белые ночи. Если не ненастье, относительно светло и в два часа. Между тем, как впоследствии публично сообщил авиаперевозчик, полет "проходил при низкой облачности и очаговой грозовой деятельности". Очаговой, обратите внимание, не фронтальной. Последняя, охватывая порой сотни километров, заставляет пилотов вертолетов обходить фронт с флангов, совершать вынужденную посадку на более-менее подходящей площадке либо возвращаться в аэропорт. Проскочить можно, да риск велик. К примеру, в июле 2011-го на Среднем Урале Ми-8Т пытался прорваться через фронтальную грозу с дождем, пока не задел верхушки деревьев и не врезался в землю. Очаговая, ураганная гроза, по свидетельствам бывалых летчиков, стремительна, заставляет постоянно маневрировать, "прижимает" к земле, обширная водная поверхн ость сливается с тучами и горизонтом, нередко машину кренит шквалом.
Слово командира
Потеря ориентации, отказ техники, неспособность справиться со стихией… Что именно послужило причиной катастрофы - определять экспертам. Пока нет ответа и на другой вопрос: что заставило экипаж после выполнения задания двинуться навстречу очевидной опасности, да еще с пассажирами? Возникли проблемы с ночлегом в Нижневартовске? Очень хотелось домой? Вероятный гнев начальства по поводу невозврата дежурного борта на базу? Самоуверенность, надежда на авось? В любом случае последнее слово было за командиром. В его полномочиях, кто бы "сверху" ни давил, отказаться от перелета, если он считает его неоправданно рискованным. Впрочем, по сведениям следствия, рейс в Сургут диспетчеры разрешили-таки по условиям метеоминимума. Был ли сей минимум, предстоит выяснить.
Последний раз, по данным СК, экипаж связывался с диспетчером в половине первого. Следующий выход в эфир планировался через 20 минут, а посадка - через 30. Согласно же официальной формулировке компании "Ютэйр", "через три минуты после входа в зону управления воздушным движением аэропорта Сургут вертолет повторно на связь с диспетчерами не вышел". Поиски начались в районе деревни Локосово (в нескольких минутах лета от нее имеется посадочная площадка), где через неделю рыбаки обнаружили тело второго пилота, а поисковики - фрагмент лопасти, часть снаряжения, затем в 700 метрах от реки - часть правого шасси. Но изначально уверенности в том, что именно здесь произошло крушение, не было. В общей сложности зона поиска превысила 15 тысяч квадратных километров. Это, для сравнения, треть территории Московской области. Четкого-то ориентира нет, аварийный радиомаяк (АРМ) не сработал.
Большая вода
Большую часть времени спасатели работали в экстремальных условиях. Во-первых, продолжали бушевать грозы, шли то ливни, то затяжные дожди, случилось резкое похолодание, ветер поднимал на реках волну до 2 метров высотой. С такой не всякий теплоход справится: 3 июля в Сургутском районе затонул буксир "Костромич", штурман спасся, капитан и моторист пропали. Во-вторых, небывалое за долгие годы половодье превратило Обь и ее протоки в многокилометровую водную ширь с островками леса, полузатопленным тальником. Сушу за несколько дней обследовали на вездеходах и с воздуха. Дно прочесывали гидролокаторами, на больших глубинах - для верности - тралами. Вертолет буквально в воду канул.
О масштабах поисковой операции. На текущей неделе в ней задействованы свыше 350 человек, в том числе спасатели из Екатеринбурга, а также более 70 транспортных средств - вертолеты авиаперевозчика и МЧС, беспилотники, теплоходы, катера, гидроциклы, моторные лодки. Не менее сотни жителей Сургута откликнулись на призыв сына бортмеханика Евгения поддержать добровольческую поисковую группу: перечисляют деньги на топливо, предоставляют катера, внедорожники, продукты, навигаторы, спецодежду. Волонтеров не останавливают ни штормовая погода, ни наступление ночи, что порой нервирует профессионалов: "Ребята, как бы вас не пришлось выручать".
Радиомаяк молчал
Поиски уже обошлись не в один десяток миллионов рублей. Скажете, в данной ситуации грешно считать деньги. Но поступи сигнал от АРМ, спасатели сразу бы сконцентрировали усилия на определенном квадрате. Не потребовались бы привлечение в таком объеме финансовых, технических и людских ресурсов. Специалисты МЧС Югры объясняют немоту радиомаяка, должного (если его вручную не врубили на позицию SOS) автоматически среагировать на удар, передать тревожный сигнал и координаты бедствия посредством кос-мической связи, "мягким вхождением" вертолета в воду. Между тем на интернет-форумах, обсуждающих причины катастрофы под Сургутом, авиаторы беспощадно критикуют АРМ как "практически бесполезный". По уверениям практиков, сложный в обслуживании, громоздкий прибор срабатывает при ЧС с вертолетами крайне редко, зато часто фальшивит - беспричинно сигнализирует об аварии. Командир судна пишет объяснительную: почему, при каких обстоятельствах, по чьей вине. Поэтому пилоты иногда маяк намеренно отключают.
Форумчане просят либо "доработать АРМ до ума", особенно ненадежную антенную конструкцию, либо вменить в обязанность авиаперевозчикам приобретать альтернативные приборы слежения за перемещением "вертушек".
- В кризис авиакомпании экономят на чем угодно, на средствах связи в том числе. О величине возможного ущерба не задумываются. Что можно предложить вместо АРМ или в дополнение к нему? Компактные спутниковые трекеры, лучшие модели которых отслеживают местоположение и траекторию движения в любой точке планеты. Их используют даже для контроля за домашними питомцами. Кое-кто трекерам будет противиться. К примеру, подрабатывающие левыми перевозками. Необходимо, наверное, директивное решение Росавиации, - считает эксперт в области телекоммуникаций Андрей Журавлев.
Cправка "РГ"
Рухнувший вертолет выпущен в 1979 году. Не так давно эксплуатировался в Якутии. Застрахован в декабре 2014 года с лимитом ответственности в 2 миллиона рублей при причинении вреда здоровью пассажира. Предполагаемое место крушения: район обских протоков Крестовая, Покомас, острова Пеньков. Ближайшие населенные пункты: поселок Локосово, города Лангепас, Сургут. Уральское следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело по статье 263, часть 3 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).