21.07.2015 22:16
Общество

Ученые предложили варианты спасения Байкала

Проблемы Байкала
Текст:  Анатолий Юрков (обозреватель "Российской газеты")
Российская газета - Федеральный выпуск: №159 (6730)
Каждое официальное заседание органов власти и управления заканчивается документом-постановлением, решением, указом или приказом - это все знают. Но только специалистам и посвященным известно, какое громадное количество справок предваряет любой официальный документ, публикуемый в "Российской газете" или не публикуемый нигде. К очередному заседанию Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал таких справок было подготовлено общим объемом почти 70 машинописных страниц, не считая докладов по обсуждаемым вопросам.
Читать на сайте RG.RU
Озеро Байкал

Но не в количестве справок и страниц дело. Пословицы и поговорки состоят всего из нескольких слов, а живут вечно.

Справки, розданные участникам этого заседания, интересны по-своему.

Об уровне воды в Байкале

Оказывается, когда стало всем и окончательно ясно, что уровень Байкала упал ниже отметки, предусмотренной установленными директивными нормами, 13 апреля 2015 года минприроды образовало своим приказом экспертную группу по изучению проблемы уровня озера Байкал.

Байкал защитят от стиральных порошков

При активном участии этой экспертной группы подготовлен приказ Росводресурсов N 131 от 10 июля 2015 г. Этим приказом мероприятие по теме "Оценка связи (влияния) уровневого режима озера Байкал (Иркутского водохранилища) с его экологическим состоянием и современными социально-экономическими требованиями региона в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности. Анализ нормативных правовых основ регулирования стока и предложения по их совершенствованию" включено в Перечень научно-исследовательских работ в области водных ресурсов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Заказчиком работы выступает Енисейское бассейновое управление Росводресурсов.

Ну, теперь польется...

И все бы ничего, но во время заседания кто-то бросил реплику, которой огорошил всех.

- А монголы только что выставили на тендер Эгийн-гол.

Эгийн-гол - это крупный приток реки Селенги, берущий начало из озера Хубсугул, второго после Байкала пресноводного водоема Центральной Азии. На нем монголы хотят построить одноименную ГЭС, а ниже по течению Селенги другую - Шурэнскую ГЭС. У них обострилась нужда в воде и электроэнергии - и то и другое страна получит, построив эти энергетические комплексы. Так они считают.

Группа зав. лабораторией палеолимнологии доктора геолого-минералогических наук А.П. Федотова из Лимнологического института СО РАН провела исследование проблемы, как говорится, с выездом на место и установила: строительство каскада ГЭС на реке Селенге и ее притоках одинаково невыгодно и монголам, и нам. Озеро Хубсугул "крайне чувствительно к изменению режима увлажнения в регионе". Об этом нас предупреждает история. Так, например, в период позднего оледенения плейстоцена уровень озера был ниже современного на 120-150 метров, и Хубсугул был бессточным. Такая же ситуация повторилась примерно 5 тысяч лет назад, когда вследствие падения уровня озера изменился состав его вод и аквальной биоты.

В российских лесах разрешат строить отели и пансионаты
Именно на такую воду Лимнологический институт получил патент, оформил лицензии, по ним уже выпущено и продано продукции более чем на полтора миллиарда рублей

Расчет гидрологического баланса озера показывает, продолжает излагать результаты своих исследований доктор А. Федоров, что количество атмосферных осадков 120-170 мм в год становится критическим порогом для Хубсугула. Если же осадков будет выпадать меньше, в таком случае озеро становится бессточным: река Эгийн не будет вытекать из Хубсугула. Последние 50 лет уровень озера плясал у критической черты.

После строительства двух крупных гидроэнергетических объектов (если такое случится: в кругах ЮНЕСКО поговаривают, что их собираются строить в два-три раза больше, и вложиться в грандиозный проект будто бы готовы японский, американский и китайский бизнес) водность Селенги на участке российско-монгольской границы резко снизится, хотя будет и некритична для Байкала: 70 процентов водного бюджета Селенга формирует на российской территории. Опасность в другом. Слияние на этом участке другого притока, Орхона, с "обезвоженной" Селенгой грозит превратить ее в чрезвычайно загрязненный поток - на Орхоне базируется вся основная промышленность Монголии, включая химическую, горнодобывающую и золотодобывающую. По сведениям академика П.Д. Гунина, начальника монгольской экспедиции РАН, в бассейне Селенги на территории МНР "можно насчитать более двухсот месторождений золота, причем очень часто оно добывается по старой технологии".

И сама Селенга с ее водой, несколько раз пропущенной через турбины ГЭС с их кавитационными силами, станет уже не живительной для рыбы, в том числе краснокнижного байкальского осетра, заходящего на нерест в основном в эту реку. Да и нерестилища вряд ли уцелеют: возведение плотин и подготовка ложа для водохранилищ подразумевают значительные горнотехнические изменения ландшафта реки.

К слову сказать, этим сильно обеспокоено и ЮНЕСКО. 29 июня с.г. ее Комитет Всемирного наследия принял специальное решение, обращенное к России и Монголии. В нем он высказывается ясно: предостерегает авторов проекта от потенциального негативного влияния "на Выдающуюся Всемирную Ценность не только с точки зрения гидрологии, но также с точки зрения экологических процессов и биоразнообразия"; он настоятельно рекомендует "не утверждать ни один из этих проектов", пока все проекты и документы по ним не будут рассмотрены Центром Всемирного наследия; "приглашает Россию и Монголию продолжить их сотрудничество в соответствии с межправительственными соглашениями и предлагает провести стратегическую экологическую оценку любого будущего проекта ГЭС и управления водными ресурсами, которое может воздействовать на Байкал".

Вариант "Х"

Эксперты спрогнозировали, когда обмелеет Иртыш

В кулуарах заседания Байкальской комиссии шли разговоры о том, какой предложить соседям вариант, чтобы раз и навсегда решить байкальско-селенгинскую проблему. А именно обеспечить Монголию электроэнергией за счет электростанций нашего Ангарско-Енисейского каскада, построив к соседям соответствующей мощности ЛЭП, или, как вариант, соорудить в Монголии многоблочную АЭС, способную обеспечить страну дешевой электроэнергией... Такие варианты представляются разумными и взаимовыгодными и ученым Сибирского Отделения РАН и академику М. Грачеву, в частности. И как человеку, связавшему свою судьбу с Байкалом.

Но только чтоб воду Селенги не трогали: за изменением баланса воды в Байкале могут (пусть и теоретически) последовать изменения и в сверхчувствительной байкальской системе. В какую сторону - никто не знает. Не гневить бы Бога!

Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО ждет предложения России и Монголии к 1 февраля 2016 года. Чтобы рассмотреть их на 40-й сессии в 2016 году.

Вот какой разворот событий, какая громадная работа сил внутренних и внешних в защиту Байкала кроется за короткой репликой министра и какую предстоит проделать в ближайшие месяцы.

Приют для спирогиры?

"Западнее Северобайкальска протекает маленькая речка, - обстоятельно объясняет академик М.А. Грачев. - Там с советских времен разрушены очистные сооружения. Дальше идет так называемая туристическая зона особого типа Республики Бурятия, где в заливах скопилось огромное количество спирогиры. На самой кромке воды в "специальной зоне" стоит промышленная стиральная машина, исправно стирает белье, а грязную воду сбрасывает прямо в Байкал... Дальше идет Баргузинский залив, где тоже настроены всяческие рекреационные учреждения. Там тоже очень много спирогиры. Там тоже нет очистных сооружений. Причем там объекты туризма гордо заняли место у кромки воды: мы первые, нам Водный кодекс - не указ. Возле домиков там серийные так называемые тэнки - бетонные кольца (одно на другое) без дна, над которыми поставлены туалеты. Из них якобы вывозят фекалии на очистные сооружения, но вывозить на самом деле некуда, потому что очистные сооружения советских времен давно в Баргузине разрушены, а новые не построены.

Дальше на юг Бабушкин, Слюдянка... Эти сооружения абсолютно не удаляют так называемые термотолерантные колиформные бактерии, то есть главный признак свежих человеческих фекальных загрязнений. Гигиенический норматив превышается в 140 раз. В соседнем Бабушкине - в 400 раз. В теплой воде, что течет из этих так называемых очистных сооружений в Слюдянке, которые ничего не чистят, купаются дети..."

Письмо академика

Академик М. Грачев после всесторонней проверки и глубокого анализа начавшихся угрожающих процессов на Байкале написал письмо в правительство РФ. Просил прекратить в России выпуск стиральных порошков, содержащих фосфор.

Оказывается, этого захотели и все члены Байкальской комиссии. Но...

Вот справка из справки к заседанию.

Растет спрос на экологические решения в строительной сфере и ЖКХ

Проблема спирогиры, конечно, комплексная, как и каждая спица в байкальской колеснице. Но она нежелательна еще и потому, что выходит на международный уровень. А страны, от которых зависит это решение, не очень-то торопятся поспособствовать Байкалу.

Тут вышелушивается как луковица из "рубашки" много интересного: Байкалу сочувствуют, целебную байкальскую воду жаждут получить быстрее все. А как же - около четверти мировых запасов высококачественной пресной воды в нем! А когда ученые Лимнологического института провели биологические анализы по собственной методике, выявили откуда надвигается беда, пометили агрессора и назвали его по имени и отчеству... То-то и оно.

Интересно в этом смысле читать справки, подготовленные к обсуждению "вопроса спирогиры" на заседании комиссии, и вникать в сложные переплетения интересов.

Не по-соседски, господа

Особую опасность для экосистемы Байкала ученые видят в процессе "скрытой эвтрофикации" (что-то вроде самоуничтожения) мелководных и заплесковых зон под воздействием биогенных элементов, прежде всего азота и фосфора. Они поступают в озеро вместе с неочищенными стоками и моющими средствами, которые содержат фосфаты. Фосфаты же стимулируют рост водорослей, чуждых биосистеме Байкала, да и во всем мире - они опасны для здоровья людей.

Запад привык все себе негодное спихивать нам.

А стиральные порошки на фосфатах содержат триполифосфат натрия (ТПФ) - от 15 до 40 процентов. Он же способен не только хорошо отстирывать грязь, но и без ущерба для себя проходить через очистные сооружения, особенно через такие примитивные развалюхи, как большинство байкальских. И служить дрожжами для водорослей. На 1 грамм ТПФ вырастает 5-10 кг водорослей, опасных для биоты водоемов. А дальше идет цепная реакция: процесс эвтрофикации - токсины цианобактерий, которые проникают всюду беспрепятственно. Они концентрируются в печени, разрушают ее и почки, поражают кишечник и в итоге могут вызвать прогрессирующий паралич и смерть от остановки дыхания. Применение фосфатов с поверхностно-активными веществами (ПАВ) "приводит к невынашиванию беременности и врожденным травмам, к снижению продолжительности жизни.

Весь мир начал бороться с фосфатами, прежде всего прекратив выпуск фосфоросодержащих моющих средств. Мы включаемся тоже. Что из этого получается?

В России ныне незыблемо действует ГОСТ, допускающий содержание фосфорокислых солей в бытовых моющих средствах до 18 процентов.

Для озера Байкал и его природной территории лимит должен составлять не более 0,5 процента фосфора в моющих средствах, - записано в постановлении Байкальской комиссии, - срок - с 2018 года.

Почему не сразу? Как бы не так, хорошо если через 3 года. Потому что как член Таможенного союза Российская Федерация не может односторонне ввести ограничение на содержание фосфатов, против которого категорически возражает Казахстан, тоже член Таможенного союза. Почему возражает? Потому что Казахстан - крупный производитель на мировом рынке того самого триполифосфата (ТПФ) и других фосфатов, но сам не производит синтетических моющих средств.

Насколько экологично "голубое" топливо?

При этом ограничения на применение фосфатов ввели практически все страны Евросоюза. Последовали многоходовые дипломатические попытки решить вопрос цивилизованно - дело растянулось на годы.

Но тут возник и наш доморощенный казус. В Ангарске Иркутской области есть филиал ОАО "Невская косметика", его продукция - синтетические моющие средства. На запрос областного минприроды оно ответило так: "Невская косметика" не производит бесфосфатных моющих средств, так как действующее законодательство Российской Федерации не запрещает выпускать синтетические моющие средства с использованием фосфатов.

Анализ иркутского рынка показал, что в продаже имеются и импортные экологически безопасные моющие средства из Норвегии, Кореи, Германии, Украины. Но нельзя сказать, что они пользуются широким спросом. Ибо стоимость их в 2,5-3 раза выше фосфатных: 400-450 рублей против наших за 190-250 рублей.

Вслед за открытием

Ученые Лимнологического института сделали открытие и запатентовали его. Оказалось, что в Байкале действует еще и вечный механизм вертикальных течений, который поддерживается всей сложнейшей системой озера и внешних сил, влияющих на его стабильность. Эти вертикальные потоки перемешивают всю воду, увлекая ко дну верхние слои, насыщенные кислородом. Поэтому насыщение кислородом воды Байкала по всей толще одинаково - около 10 граммов на литр.

Но открытие заключалось вот в чем. Точнейшие измерения и длительные наблюдения позволили определить возраст байкальской воды на разных глубинах - не геологический, а, так сказать, текущий. Оказалось, что придонная вода была на поверхности 8 лет назад, а ядро, назовем его линзой, - уже 16 лет. Это значит, что процесс очищения ядра длится в два раза дольше (и когда она опускается ко дну и когда возвращается назад), потому она чище и совершеннее. Она была удобней и для производства.

Кстати сказать, именно на такую воду Лимнологический институт получил патент, оформил лицензии, по ним уже выпущено и продано продукции более чем на полтора миллиарда рублей.

Этот пример я привел для того, чтобы еще раз подчеркнуть, какое это чудо природы - Байкал и его вода: их нельзя создать искусственно, вода выдерживается в нем как знаменитый коньяк в погребах, насыщаясь всем букетом его "закваски".

Та самая непреходящая ценность Байкала, которая вот уже десятки миллионов лет течет и не иссякает десятками кубических километров ежегодно. Сама природа заботится об этом - не мы, неразумные. Мы делаем вид, что помогаем.

* * *

Когда в конце обсуждения пункта повестки дня о спирогире министр попросил с этим вопросом не мешкать, а то вон наука, академики сильно тревожатся, спирогира расползается, говорят, послышалась реплика:

- На снимках из космоса этого не видно... чтоб расползалась.

И тут же подхват:

- Да и среди науки нет единомыслия на этот счет.

Японцы научат россиян экологично утилизировать мусор

Новосибирцы заволновались.

После блиц-дискуссии вполголоса министр поставил точку:

- К двадцать пятому согласовать и принять.

Аудитория промолчала в знак согласия.

Что такое спирогира?

Диатомовые водоросли - это одноклеточные с кремнистым экзоскелетом. Их тысячи и тысячи видов, и они самопроизвольно и непредсказуемо ежегодно сменяют друг друга. Их "скелеты" очень хорошо сохраняются в осадочных слоях дна Байкала. Но главное - они чистят его воду!

Спирогира - нитчатого вида водоросль, очень агрессивная, истребляющая на своем пути все живое - губки, полезные водоросли, моллюсков; ее рост бурно стимулируют биогенные элементы - фосфор и азот в любых комбинациях. Появилась, живет и размножается на полосе воды в 10-15 метров шириной на глубине 25-50 метров вдоль берега Байкала, где сбрасываются неочищенные стоки.

О живучести спирогиры свидетельствуют (и предупреждают!) похожие образования, обнаруженные в пластах трехмиллиардолетней давности.

Экология Бурятия Иркутская область Восточная Сибирь