С подобной инициативой выступил глава муниципального собрания района "Таганский" Илья Свиридов. Согласно исследованию компании Nielsen, 60% москвичей в наше время выбирают экологически чистые продукты. Уловив эту тенденцию, производители наклеивают на свои товары всевозможные ярлыки вроде "Продукты от фермера", "Сделано на ферме", а сетевые магазины отводят под них целые стеллажи. И товары там не залеживаются: люди охотно их покупают, несмотря на довольно высокие цены, а затем разочаровываются. "Ко мне довольно часто обращаются избиратели с одним и тем же вопросом: за что мы переплачиваем деньги? - рассказывает Илья Свиридов. - Люди верят производителям и броским названиям, но зачастую не читают этикетки, где упоминаются ингредиенты, использованные при производстве того или иного продукта, не вдаются в подробности, а кто, собственно, этот фермер, который его произвел? Мы с коллегами проводили рейды в магазинах, изучали так называемую фермерскую продукцию и видели, что в большинстве случаев там содержатся химические ингредиенты, а производители - никакие не крестьяне, а крупные промышленники". "Название "фермерский продукт" - чисто маркетинговый ход, - соглашается глава комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников. - Но для того, чтобы законодательно отрегулировать это понятие, нужно внести изменения в федеральные законы о рекламе и торговле".
Именно этим намерен заняться уже этой осенью Илья Свиридов. "Москва в последние годы довольно часто становится инициатором федеральных изменений, - подчеркивает муниципальный депутат. - Мы не против фермерской продукции. Но если, например, на молоке стоит такая надпись, то она должна себя оправдывать. Иными словами, это действительно должно быть молоко от коров, которые пасутся на экологически чистых лугах. А если мясо фермерское, то от животных, которых не кормили гормонами роста". Пока же в законодательстве нет определения, какие продукты можно считать фермерскими, а какие - нет, под их маркой может продаваться все, что угодно.
"По сути это обман покупателей, - считает председатель совета Центросоюза (Центрального союза потребительских обществ) Евгений Кузнецов. - И ответственности за него никакой. Причем как к непосредственным производителям никто не может предъявить претензий, так и к торговым точкам, которые позиционируют себя как фермерские магазины". Все это, считает Кузнецов, ведет к девальвации такого понятия, как экологически чистая продукция. "Производиться она может и на маленькой ферме, и на крупном предприятии, но в основе должна быть именно чистота, то есть продукция не может содержать красителей, стабилизаторов искусственного происхождения и генетически модифицированных компонентов", - отмечает Кузнецов.
"Страна делает ставку на развитие отечественного производства, поэтому очень важно не подорвать доверие к новым брендам, которые приходят в наши торговые сети и действительно продают качественную продукцию без химических добавок", - добавляет Илья Свиридов.