Сегодня большинство профессиональных инвесторов сохраняют свой интерес к инвестициям в российский рынок ГЧП. Особое внимание уделяется инфраструктурным проектам в составе ряда международных консорциумов. Одним из показательных примеров такой работы является проект по реконструкции аэропорта Пулково, где в этом году введен в эксплуатацию отремонтированный терминал Пулково-1. Сейчас проект полностью завершен, он кардинальным образом изменил транспортную ситуацию в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе в целом. Сегодня аэропорт уже вышел на запланированные показатели и, обогнав аэропорт Внуково, стал третьим в России по объему пассажиропотока, достигшего 14,3 млн пассажиров в 2014 году. В Санкт-Петербурге реализуется проект строительства и эксплуатации дороги Западный скоростной диаметр. В настоящий момент эксплуатируются северный и южный участки автомагистрали, завершение строительства центрального участка ожидается в 2016 году. В других регионах России также наблюдается активность. Например, идет строительство мостовых переходов через реки Кама и Буй в Республике Удмуртия, совместно с компанией Vinci Concessions реализуется проект по строительству 7-го и 8-го участков дороги М-11 Москва - С. Петербург. Сейчас идет конкурс на строительство 3-го и 4-го участков платной автомобильной дороги ЦКАД.
Одним из ключевых факторов инвестиционной привлекательности инфраструктурных ГЧП-проектов для российских и международных инвесторов является возможность получения стабильной и прогнозируемой доходности. Грамотно структурированные инфраструктурные ГЧП-проекты предоставляют частному капиталу при условии выполнения взятых на себя инвестиционных обязательств возможность получения стабильного и прогнозируемого дохода в течение длительного периода времени. На российском рынке применяются широко используемые в мире модели создания доходности частного инвестора в инфраструктурных проектах.
С точки зрения ситуации на финансовом рынке одним из сдерживающих факторов для развития российского рынка ГЧП является проблема процентных ставок, несмотря на их последовательное снижение в последнее время. Финансировать долгосрочные проекты по существующим ставкам довольно сложно, тем не менее сегодня наблюдаются позитивные изменения в этом вопросе. Если смотреть на существующие прогнозы о том, что ставки будут снижены к сентябрю 2015 года, я думаю, что мы придем к ситуации, когда финансирование для инфраструктурных проектов станет более доступным.
Этот год будет очень интересен еще и на фоне произошедших в этом году регуляторных изменений, связанных с выпуском облигаций, что позволяет сейчас размещать проектные облигации с залогами, похожими на проектное финансирование. Поэтому в этом году стоит ожидать развития этого направления.
Сегодня особенно важны оптимальные решения по структурированию и финансированию новых проектов, подчеркивая эффективность модели ГЧП как способа достижения экономических выгод и баланса интересов государства и частных инвесторов. В этой связи перспективно направление формирования рынка долгосрочных финансовых инструментов, специально структурированных для привлечения средств пенсионных фондов в инфраструктурные проекты. Доходность и риск таких инструментов могут быть адаптированы под конкретный тип проекта. Для некоторых инструментов доходность может быть привязана к уровню инфляции. В среднесрочной перспективе наряду с кредитами коммерческих банков одним из источников капитала для инфраструктурных проектов могут стать пенсионные фонды.
Количество проектов, предлагаемых инвесторам для реализации на основе ГЧП, будет стабильно расти с каждым годом, при этом качество их подготовки также улучшится. Сейчас государство уделяет основное внимание разработке технических решений и проектной документации. Но для инвесторов принципиально важно понимание осуществимости проекта с точки зрения экономических показателей и возможности привлечения проектного финансирования. А это во многом зависит от подхода государства к распределению проектных рисков, обоснованности долгосрочных прогнозов доходов и затрат, качества договорной структуры. Целесообразно при разработке новых проектов учитывать опыт правового и финансового структурирования, уже наработанный при заключении первых соглашений о ГЧП и концессий в транспортном секторе.
Сложившаяся ситуация открывает гораздо больше возможностей, в том числе и для развития региональных проектов. Поэтому 2015 год мы рассматриваем как идеальную возможность, чтобы были подготовлены проекты, которые могут выйти на конкурс в следующем году.