"Главная ценность исследования в том, чтобы предоставить достоверный и актуальный анализ состояния потребительских рынков. Бизнес во многих секторах экономики, и в ретейле в частности, принимает сегодня решения "на ощупь". Поведение покупателей, покупательская способность изменились фундаментально. Данные геомаркетинга позволяют, во-первых, сравнить собственные продажи в конкретных регионах/городах с уровнем покупательской способности. Во-вторых, точно - насколько это вообще возможно сегодня - спланировать второе полугодие и высокий сезон 2015-2016 гг. В-третьих, обоснованно принимать решения об открытии или закрытии магазинов на конкретных территориях, - объяснила продюсер саммита Retail Business Russia & EAEU 2015 Ксения Каменская. - В ситуации отсутствия доступа к дешевым источникам финансирования и значительного спада покупательской способности цена ошибки при открытии/закрытии новых магазинов возросла многократно. И, наконец, исследование, включающее данные о географии присутствия основных игроков и логистической инфраструктуре территорий, предоставляет уникальные возможности для развития проектов межрегионального взаимодействия. Розничный бизнес ищет новые пути развития в партнерстве и кооперации: совместное использование ресурсов, обмен уникальными товарами, субаренда, модернизованная франшиза".
По словам экспертов, локальные ретейлеры как никто другой ощутили на себе падение покупательской активности, связанное с последствиями экономического кризиса: во многих случаях сокращение рабочих мест на ключевых предприятиях региона, отсутствие индексации зарплаты с учетом инфляции, возросший уровень безработицы. "Со стороны бизнеса нередко ретейл сталкивается с проблемами наличия товара на складах поставщиков, дорогой логистикой, сложностью импортозамещения в отдельных категориях товаров (фрукты, рыба, мясо), а также жесткой ценовой конкуренцией со стороны федеральных игроков", - добавила Ксения Каменская.
Для удобства анализа исследователи ввели сводный индекс показателей развитости регионов России, учитывающий территории с высокой концентрацией населения, высоким уровнем его жизни, низкой долей сетевых игроков в обороте розничной торговли, развитой логистической инфраструктурой. "Емкость рынка позволяет выделить такие регионы, где сосредоточен наибольший объем денежных средств у населения, которые можно потратить на приобретение товаров и услуг. Анализ присутствия федеральных игроков предназначен для оценки конкурентности рынка в регионе", - рассказал гендиректор Центра пространственных исследований Денис Струков.
"Крупному бизнесу всегда проще выходить в регионы, потому что он делает значительные инвестиции, и это помогает договориться с местными властями. В целом перед выходом на новые рынки в период кризиса всегда горит зеленый свет. У ретейлеров появляется больше возможностей, - считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. - В "дорожной карте" указаны достаточно интересные для торговых сетей регионы. Но нельзя сказать, что с точки зрения доступности для потребителя на этих территориях не представлены какие-то форматы торговли. В большей или меньшей степени в этих регионах есть разные игроки. Покупательская способность не единственный фактор, который влияет на выбор территории для развития торговых сетей, есть еще конкуренция и наличие площадей для строительства. Если раньше торговые сети выходили в регионы, где не менее 1,5 млн жителей, то сейчас планка выхода уменьшилась".
По мнению экспертов, основные проблемы у торговых сетей в 2015 году заключаются в оптимизации внутренней деятельности. "Это следствие неопределенной экономической ситуации в стране, скачков курсов валют и других факторов. Крупные ретейлеры сейчас внедряют ИТ по оценке локаций, уделяют много внимания исследованиям и анализу, это должно уже в самое ближайшее время помочь нацеленно и обоснованно продолжать экспансию, тем более что кризис "вычищает" слабых игроков, принося свободные помещения. Есть и старые проблемы экспансии в регионы - дороги, трудности логистики, - отметил Денис Струков. - Но есть и положительные тенденции: губернаторы заинтересованы в инвестициях в "свою" территорию и увеличении рабочих мест. Они всячески рекламируют места для освоения. Такая политика может улучшить доступность и привлекательность развития торговли во многих регионах страны".