По мнению авторов инициативы, нерастаможенные автомобили, которые по такой схеме попадают на российский рынок, не соответствуют ни экологическим стандартам, ни требованиям безопасности. И все из-за наличия злополучной генеральной доверенности.
"Это один из популярных способов легализации угнанных автомобилей. Это происходит так: делают поддельные документы и номера другого государства, а потом продают машину по доверенности. И покупатель не может проверить законность такой сделки", - заявил М24.ru первый замглавы комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.
Кроме того, нерастаможенные машины стоят значительно дешевле, что нарушает принципы честной конкуренции в этой сфере.
Между тем не все эксперты с восторгом принимают новации от народных избранников. В частности, партнер аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто находится в недоумении от предполагаемых инициатив.
В беседе с "РГ" аналитик подчеркнул, что описываемая проблема была актуальной несколько лет назад, когда в Россию хлынул поток иномарок с белорусскими или прибалтийскими номерами. "Да, тогда граждане Таджикистана или Узбекистана могли по полгода-год ездить на таких машинах, благо законодательство это позволяло, - напоминает он. - Но с тех пор ситуация радикально изменилась. Ну нет сегодня на московских дорогах машин с иностранными номерами, или, по крайней мере, их число заметно снизилось… Я вообще не понимаю, откуда взялась такая проблема, чтобы ею серьезно заниматься. Нет такой проблемы!"
Между тем, как отмечают некоторые комментаторы, процедура временного ввоза позволяет купить машину дешевле. Покупатель получает генеральную доверенность, по которой может ездить и такой схемой якобы часто пользуются мошенники. Однако и этот довод Моржаретто отвергает: "Это возможно лишь в том случае, если у гражданина есть второе гражданство или вид на жительство в другой стране. Но даже в этом случае он ничего с автомобилем сделать не сможет - ни продать, ни передать кому-либо… А через полгода он в любом случае будет вынужден оформить все согласно действующему законодательству".
Справка "РГ"
Сейчас граждане РФ могут покупать машину за рубежом, но при ввозе им приходится платить утилизационный сбор, а также комиссию за таможенное оформление и единую таможенную ставку. При этом ездить по стране на нерастаможенном автомобиле можно не более полугода.