До столь почтенного возраста корабли доживают крайне редко, но изготовленный из особой путиловской стали методом специальной ковки корпус по сей день идеален. По прошествии ста лет механизмы и системы корабля остаются такими же, как при спуске его на воду в 1913 году.
За долгую службу "Коммуна" пришла на помощь более чем сотне подводных и надводных кораблей. Избороздив вдоль и поперек морские просторы, пережив потрясения революций, войн, судно упорно не желает расставаться с морем. Именно поэтому иначе как национальным достоянием моряки "Коммуну" сегодня не называют.
- Спасатель-катамаран встречает свой юбилей не в отстойнике и не в доке, а в составе сил постоянной готовности, в боевом строю, в первой линии, - подчеркивает капитан спасательного судна, кавалер ордена Красной Звезды, в прошлом командир бригады спасательных судов ЧФ капитан 1 ранга запаса Анатолий Ишинов. - Причем в мае-июне "Коммуна" провела в море 20 суток, выполнив целый ряд задач. Но главный экзамен мы сдали, когда работали с макетом важнейшей части подводной лодки - ее комингс-площадкой. Мы использовали современный подводный телеуправляемый аппарат "Пантера плюс", наводя его на различные объекты под водой. 70 часов операторы поддерживали устойчивые акустические и видеоконтакты с учебными объектами. Во время контрольного погружения они сумели отыскать "аварийную подлодку" на глубине более 60 метров всего за шесть минут!
После возвращения с учений экипаж дружно взялся за покраску судна, ведь к юбилею оно должно иметь респектабельный вид. Работали с удовольствием и энтузиазмом. Так что в минувшее воскресенье во время прошедшего в Севастополе дня призывника "Коммуна" принимала гостей при полном параде.
- "Коммуна" - судно-воин, на его теле остались следы "ранений", - рассказывает кавалер ордена Красной Звезды, в прошлом начальник аварийно-спасательной службы ЧФ капитан 1 ранга в отставке Александр Жбанов. - В годы Великой Отечественной войны оно выполняло задачи на Балтике, поднимая с глубины бронетехнику. Вот почему членам экипажа этого уникального судна были вручены медали "За оборону Ленинграда". Их предшественники защищали город на Неве.
По мнению капитана "Коммуны", старейшее судно флота - это достижение отечественных судостроителей и многих поколений моряков России. И оно, конечно, достойно Книги рекордов Гиннесса.
Справка "РГ"
При спуске на воду судна "Волхов", в 1922 году переименованного в "Коммуну", присутствовал император Николай II, а его дочь великая княжна Мария разбила бутылку шампанского о борт корабля. 14 июля 1915 года на судне впервые был поднят военно-морской флаг, и оно вошло в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы. Во время революции и Гражданской войны судно обслуживало субмарины Красного Балтийского флота. В 1928 году команда корабля заслужила благодарность королевы Великобритании, сумев поднять потопленную в 1919 году в Финском заливе английскую подлодку L-55. С 1967 года корабль входит в состав Черноморского флота. В Севастополе он получил дополнительное оборудование для базирования двух глубоководных аппаратов.