24.07.2015 16:09
Культура

Какие книги стоит почитать этим летом

Текст:  Ольга Шатохина
Многие примечательные книжные новинки этого лета посвящены человеку, его натуре и душе, выбору жизненного пути.
Читать на сайте RG.RU
Эдвард Уилсон. Смысл существования человека

Книга именитого ученого и публициста, двукратного лауреата Пулитцеровской премии, посвящена анализу эволюции человечества. Особое внимание уделено способности людей представлять разнообразные варианты будущего и строить свои дальнейшие планы. В отличие от животных, руководствующихся преимущественно инстинктами, а также собственным опытом, и лишь изредка - результатами наблюдения за себе подобными, человек способен унаследовать и освоить сложный комплекс правил. Причем, отмечает автор, "…человеческая природа несводима к генам, предопределяющим эмоции и готовность к научению. Она также не определяется культурными универсалиями, которые являются ее конечным продуктом. Человеческая природа - это совокупность наследственных закономерностей нашего умственного развития, задающих культурной эволюции определенное направление в противоположность другим и образующих тем самым связи генов с культурой в мозге каждого человека". Это позволяет научиться выбору наилучших вариантов дальнейшего поведения среди множества возможных в той или иной ситуации.

Иен Макдональд. Императрица Солнца
В саду "Эрмитаж" прозвучат стихи Владимира Высоцкого

Новый роман известного ирландского писателя, лауреата престижных литературных премий, таких как "Хьюго" и "Локус", отчасти реконструирует обстановку, подобную викторианским временам. Но произведение намного сложнее и многограннее обычного исторического или же фантастического романа. Для творчества Макдональда характерно обращение к проблемам постколониализма, отношений стран "третьего мира" и прежних метрополий, причем эти темы могут раскрываться и на уровне обобщенных размышлений, и через взаимоотношения героев. Итак, Эверетт Сингх и его товарищи по команде дирижабля "Эвернесс" совершают дальнее путешествие, которое обрывается катастрофой над глухим лесом. Случайность это или чей-то злой умысел? "Эверетт пытался вспомнить о тех, кто его любил, - о друзьях, о семье. И с ужасом осознал, что не помнит лица матери. Эверетт почти забыл друзей… Они не виделись всего несколько недель, но эти недели вместили столько  миров, столько новых людей, страхов и странностей! Словно между ним и теми, кого он любил, опустилось матовое стекло, позволяющее видеть лишь силуэты". Но вскоре герою предстоит посмотреть со стороны и на себя самого, задуматься - знал ли он себя в полной мере…

Алексей Величко. История византийских императоров. От Исаака I Комнина до Алексея V Дуки Мурцуфла

Византия имеет особое значение для истории Руси, часть ее традиций воплотилась здесь, положив начало концепции Третьего Рима. В исследовании рассказывается о взятии крестоносцами Иерусалима и о возникновении Иерусалимского королевства, сражении войска византийского императора Мануила I Комнина с турками. Уделено внимание II и III Крестовым походам, битвам, в которых приняли участие прославленные воины того времени - король Ричард Львиное Сердце и султан Саладин. Также речь идет о внутренней жизни Византии, о заговорах и самозванцах (некоторых из них поддерживали окрестные кочевники-степняки), о непростых отношениях империи с соседями. "Что бы ни говорили о Византии, но это было сильнейшее государство современности, и не случайно Исаак II строил грандиозные планы не только вернуть себе Болгарию, но и восстановить границы Священной Римской империи, завоевать Палестину и оттеснить мусульман за Евфрат. И это были не пустые слова". Отображен один из ключевых моментов византийской истории - IV Крестовый поход, предпринятый против Константинополя, и начавшийся с разгрома венгерского города Зары, ограбления крестоносцами церквей и продажи людей в рабство как скота, и это на фоне того, что венгры-христиане принимали участие в предыдущих Крестовых походах.

Маркус Зусак. Братья Волф
У популярной детской книги появился "свой" телефон

Впервые на русском языке вышла книга знаменитого австралийского писателя, автора бестселлеров "Я - посланник" и "Книжный вор", лауреата многих наград, в том числе за "Братьев Волф" - самой значимой австралийской премии NSW Premier's Literary Awards. Книга Зусака повествует о подростках с улиц Сиднея, живущих сложной и противоречивой жизнью. Их поступки часто стихийны и непредсказуемы, чувства повергают в недоумение и пугают их самих, интересы удивительны и кажутся не сочетаемыми. Мысли о благородстве перемешаны со страстью к модной музыке, жажда успеха у девушек - с подпольным спортом. Мальчики улыбаются родителям, чтобы те думали: всё в порядке. За этим скрываются странные доказательства доблести, которые в цене у ровесников, - вроде похищения дорожных знаков. А то и собачьи бега или нелегальные поединки по боксу. "А чем ты займешься, когда покончишь с боксом? - Погонюсь за своей жизнью и поймаю её". Герои должны вырасти и повзрослеть, это мучительный процесс, полный потрясений, которые надо пережить, и страхов, которые надо преодолеть.

Жауме Кабре. Я исповедуюсь

Известный каталонский писатель выбрал главной темой своего романа попытку человека по имени Адриа Ардевол сохранить все воспоминания, прежде чем он потеряет память под влиянием болезни Альцгеймера, и придал произведению форму прощального письма, которое адресовано единственной возлюбленной героя. Он вообще вырос в такой семье, где проявление чувств и откровенность не поощрялись. Отец-коллекционер всю любовь своего сердца и внимание разума отдавал старинным предметам, на долю сына практически ничего не оставалось, разве что потребность похвастаться перед гостями  успехами мальчика в иностранных языках. "Через неделю отец вернулся из Бремена с микенской вазой, которая потом много лет стояла в магазине, и, как я понял, с целой кучей бумажных находок. Там было несколько настоящих жемчужин - первые издания, авторские рукописи - и манускрипт четырнадцатого века, который, по словам отца, станет украшением его коллекции". Но ни старинные тексты, ни рукописи Пруста не могу заменить душевное тепло, тем более что со многими экспонатами коллекции, прежде всего со скрипкой XVIII века, связаны зловещие тайны и печальные истории прежних владельцев.

Андрей Аствацатуров. Осень в карманах
Исполнилось 125 лет со дня рождения автора "Пулковского меридиана"

Новая книга лауреата премии "Нос" и финалиста "Нацбеста" повествует о жизни интеллигента в четвертом поколении. Такого, немножко эталонного в смысле неустроенности и комичности филолога, который тянет свою лямку на кафедре, страдает от туповатых дипломников, а в каждую свободную минуту предается размышлениям на разные темы. Особенно хорошо ему думается о серьезном и вечном на набережной суровой Невы: "Я осторожно трогаю пальцами розовый гранит. Он весь выщерблен, весь покрыт огромными трещинами, словно какой-то взбесившийся исполин расцарапал его когтями в приступе ярости. Видимо, рядом упал снаряд. Интересно, куда немцы целились в тот раз? В Кунсткамеру? В Ростральную колонну? В Дворцовый мост? По-моему, на той стороне моста располагалась зенитная батарея, чистившая небо от летающих свастик. В нее, наверно, и целились…". Воспоминания о детстве сменяются ироническими зарисовками из жизни богемы, реалии Санкт-Петербурга - картинами Италии, Парижа, других городов и весей. Остается только понять, есть ли среди этих ненужных и драгоценных фрагментов один самый главный, определяющий ход жизни.

Литература