Многовековой опыт народов Азербайджана, свидетельствует о тесных хозяйственных, социальных и культурных связях между различными этническими общинами, наличии глубоко интегрированной социально-культурной общности - народа Азербайджана. Единство базируется на общей истории, экономике и культуре значительной прослойки населения, генетически связанного со своими этническими корнями и в то же время осознающего себя частью единой азербайджанской культуры. Сегодня мы являемся свидетелями формирования в различных этнических общностях, живущих в Азербайджане, многоступенчатой этнической идентичности: наряду с сохранением собственной этнической идентичности есть одновременно осознание принадлежности к общеазербайджанской этнокультурной общности. Это подтверждается этносоциологическими исследованиями, которые проводятся в различных регионах страны.
Их результаты позволяют сделать вывод о том, что принадлежность к общеазербайджанской социокультурной общности является для наших респондентов приоритетной. Вместе с тем они четко определяют и свою этническую идентичность. Большинство респондентов ощущают себя представителями своего этноса, одновременно с этим больше половины опрошенных талышей, лезгин, аварцев, цахур в полной мере чувствуют себя и азербайджанцами. Так, отвечая на вопрос о самой острой проблеме, стоящей сегодня перед Азербайджаном, респонденты, независимо от региона и этнической принадлежности, ставят на первое место нерешенность карабахского конфликта. Кроме того, в полиэтнических регионах страны, где проводились исследования, большинство респондентов важным событием в истории своего народа называли достижение Азербайджаном государственной независимости, что также свидетельствует об устойчивости общеазербайджанского национального самосознания.
Исторически сложившееся в Азербайджане толерантное отношение между различными этническими общностями в значительной степени снимает многие вопросы, с которыми сталкиваются коренные народы во многих странах. Однако есть проблемы, с которыми сталкиваются практически все малочисленные этносы. Во многом они связаны с современными общемировыми процессами, в частности глобализацией и унификацией культур. Под давлением этих процессов культуры, языки этнических групп, исторически населяющих Азербайджан, постепенно теряют свою функциональную значимость. В этих условиях наше государство предпринимает серьезные меры для защиты и развития этнических культур народов страны. Коренное население высокогорного села Хыналыг Губинского района, где побывала экспедиция нашего института, насчитывает примерно две-три тысячи человек и известно среди этнографов мира своим уникальным языком, своеобразными обычаями и традициями. Не случайно Хыналыг называют "мечтой лингвистов".
Распоряжением президента Ильхама Алиева территория села Хыналыг объявлена государственным историко-архитектурным и этнографическим заповедником. Сюда была проложена автомагистраль, добираться в село стало комфортней не только ученым, но и многочисленным туристам. А в селе Нидж Габалинского района были проведены торжества, посвященные возрождению албано-удинской церкви. На мероприятии представители всех конфессий, действующих в нашей стране, подчеркивали, что многонациональность - наше достояние, что в Азербайджане на государственном уровне уделяют особое внимание сохранению этого разнообразия. Примеров правильной государственной политики в отношении коренных народов можно привести немало. Скажем, разработаны алфавиты для талышского и удинского языков. Хочу упомянуть еще об одном: в госпрограмме об использовании азербайджанского языка в условиях глобализации особое место уделено поддержке региональных языков различных этносов, населяющих нашу страну.