27.07.2015 21:37
В мире

Кямал Абдуллаев: Толерантность издревле присуща азербайджанцам

Наш гость - академик Кямал Абдуллаев
Текст:  Шамиль Меджидов
Российская газета - Азербайджан: №164 (6735)
Согласно единодушной оценке международных экспертов и профильных научно-исследовательских центров современный Азербайджан - модель страны, в которой сформированы гармоничные национально-этнические отношения. Накоплен уникальный опыт превращения культурного многообразия в фактор развития и безопасности общества. О том, как удалось молодому независимому государству добиться впечатляющих успехов в столь чувствительной сфере, рассказывает Государственный советник по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии, действительный член Национальной академии наук Азербайджана Кямал Абдуллаев.
Читать на сайте RG.RU

Указом президента Азербайджана в стране создана служба Государственного советника по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии. Какие концептуальные соображения легли в основу этого решения? В чем заключается принципиальная необходимость создания подобной госструктуры?

Кямал Абдуллаев: Если вкратце, то могу ответить так: создание службы было вызвано необходимостью восполнения некоторых лакун в идеологической плоскости и системного продолжения определенной государственной структурой политики мультикультурализма, начало которой было положено общенациональным лидером Гейдаром Алиевым. Как в сфере межнациональных и религиозных отношений, так и в области мультикультуральных ценностей в Азербайджане имеются сложившиеся веками традиции. Беречь их, придать им системный характер, добиваться их последовательного развития очень важно. Этого требует такое по-своему уникальное явление, которое мы можем определить как мультикультуральная безопасность страны. Убежден, что государства, которые в состоянии обеспечить свою мультикультуральную безопасность так же, как в экономической, энергетической, продовольственной и других областях, в сегодняшней сложной политической обстановке, конечно же, чувствуют себя более уверенно, более независимо и более свободно. Азербайджан одна из таких редких стран.

Идея широкого распространения азербайджанского опыта мультикультурализма была выдвинута уже в первые годы независимости общенациональным лидером Гейдаром Алиевым. Со временем она получила мощный импульс развития. Что стоит за понятием "мультикультурализм в Азербайджане"? Какие традиции - национальные, общественно-исторические могут быть признаны его параметрами?

Азербайджанским инвесторам предоставят режим благоприятствования

Кямал Абдуллаев: Мультикультуральный настрой и бережное отношение к мультикультуральным ценностям - специфическое качество, присущее азербайджанской ментальности на протяжении многих столетий. История нашей литературы богата подобными примерами. Наши всемирно известные поэты и писатели в своих произведениях и в личной своей жизни, порой сами того не замечая, следовали мультикультуральным ценностям и воспринимали их как само собой разумеющееся. Приведу два примера. Великому поэту Низами в качестве награды за написанную им поэму правитель Дербенда подарил наложницу. Какова могла быть участь в XII веке отправленной в подарок наложницы, представить нетрудно. А как поступает поэт? Он влюбляется в эту девушку и берет ее в жены. Если такое отношение к женщине, человеку иного языка, религии (толка), иных обычаев и традиций, иного социального положения было свойственно азербайджанцу еще в XII веке, то, безусловно, оно не могло не иметь своего более древнего и мощного духовного истока. А истоки эти мы находим в дастанах "Китаби-Деде Коркуд". Ставшая опорой и поддержкой огузскому герою в трудную минуту Сельджан - хатун, дочь иноверца - правителя Трапезунда, в какой-то мере и сама Банучичек, и некоторые другие героини дастана находятся за пределами мира Внутренних Огузов или же не полностью укладываются в него. Толерантное отношение к "не своему" присуще всему эпосу в целом. В продолжение всей истории нашей литературы мы видим, что противостояние по схеме "свой-чужой" проявляется в ней в самой мягкой форме, так как для азербайджанца общечеловеческие ценности не менее близки и дороги, чем ценности национальные. Второй пример относится к более близкому времени. Хочу напомнить прекрасное стихотворение нашего великого поэта Гусейна Джавида "В школе для девочек". В конце этого стихотворения маленькая девочка на вопрос: "Кого на свете ты больше любишь?" отвечает так: "Мать, отца, учительницу и всех людей на земле". Идея "и всех людей на земле" связывает духовную родословную этого стихотворения с поэтическим миром Физули. Его герой Меджнун тоже молил Бога собрать воедино печали и горести всех людей на свете и вложить их в его сердце. Общенациональный лидер Гейдар Алиев перевел это неисчерпаемое и величественное духовное богатство своего народа в новую плоскость - политическую. Живущие в обществе идеалы, в короткий исторический период давшие о себе знать в годы первой Азербайджанской Демократической Республики, после окончательного восстановления государственной независимости были поставлены на серьезные и прочные политические рельсы именно президентом Гейдаром Алиевым. Отношение к языкам и культурам, принципы азербайджанства, разработанные непосредственно под его руководством, были закреплены в политических документах, распоряжениях, статьях Конституции. Заявив, что "духовные ценности каждого проживающего в Азербайджане народа являются общим достоянием Азербайджана", Гейдар Алиев тем самым практически создал современный и на все времена адекватный портрет азербайджанской действительности.

За относительно короткий период Бакинским международным центром мультикультурализма проведено немало интересных мероприятий. Не могли бы вы рассказать о некоторых наиболее неординарных из них?

Фермеров Азербайджана освободили от всех налогов, кроме земельного

Кямал Абдуллаев: Реализуемые Бакинским центром проекты действительно разнообразны, самое же главное, они не повторяют, а дополняют друг друга. Конечно, их объединяет одна общая черта - все они направлены на выполнение идеологических задач, поставленных президентом Ильхамом Алиевым перед нами в качестве основных целей. Из числа наиболее интересных и полезных сегодня проектов я бы особо выделил преподавание в университетах предмета "Азербайджанский мультикультурализм". Уже в семи зарубежных и семи отечественных университетах мы приступили к преподаванию этого предмета. Процесс далеко не простой. Поскольку предмет и его направление являются новыми, то и проект включает в себя также несколько этапов от подготовки соответствующих специалистов для его преподавания до организации по завершении курса летних школ для иностранных и местных студентов. К этому следует добавить и продолжение в разнообразных формах сотрудничества с этими студентами в дальнейшем. Скажу, что первый наш семестр завершился, и в ближайшее время для уже знакомых с мультикультуральной жизнью нашей страны студентов из университетов Италии, Литвы, Болгарии, России, Грузии, Беларуси, Чехии впервые будет организована летняя школа в Азербайджане. Конечно же, вместе с ними в этой школе будут участвовать и проходившие данный курс азербайджанские студенты из Нахчыванского, Гянджинского, Лянкяранского государственных университетов, Технического, Славянского, Экономического университетов, Бакинской высшей школы нефти. Основная наша цель превратить зародившийся у зарубежных студентов интерес к Азербайджану в любовь к нему. Уверен, что если мы правильно, продуманно наладим и продолжим связь с ними, то это у нас получится. Должен отметить, что значение этого проекта внутри страны тоже очень велико. У нас немало профильных университетов, в учебные планы которых не входят вопросы литературы, культуры, психологии, языка, истории.

Для укрепления традиций толерантности в самой стране делается многое, но особое место занимают международные мероприятия, призванные на основе плодотворного сотрудничества с зарубежными учеными исследовать и пропагандировать опыт Азербайджана в этой сфере. Каковы основные направления этой работы?

Ирригационные проекты увеличили площадь орошаемых земель Азербайджана

Кямал Абдуллаев: Толерантность и мультикультурализм в Азербайджане как успешная модель все больше привлекает внимание наших зарубежных коллег - университетской профессуры, представителей общественно-политических структур. На конференциях, коллоквиумах, "круглых столах" об этом говорится часто, и мы видим, что в этих странах у людей есть искреннее желание изучать опыт Азербайджана. Вместе с тем есть и такие, которые удивляются существующей в нашей стране атмосфере толерантности. Они задаются вопросом: как же это может быть, что в стране, преобладающее большинство населения которой мусульмане, приверженцы разных конфессий могут жить в обстановке дружбы, искренности, быть друг другу поддержкой и опорой в делах? Те, которые адресуют этот вопрос к себе и нам, узнав Азербайджан поближе, начинают осознавать его риторичность. Но на этот вопрос имеется и конкретный ответ: это происходит так потому, что глава государства проявляет абсолютно равное политическое отношение ко всем конфессиям, не делая никаких различий между ними. Такой подход способствует нормальным, искренним отношениям конфессий друг к другу, одновременно формируя их лояльное отношение к государству. Если руководители западных стран до того, как заявить о крахе политики мультикультурализма у себя, учли бы это обстоятельство, а также реальные успехи Азербайджана в данной области, то, возможно, смогли бы успешно наладить мультикультуральную безопасность в своих государствах. Созданный по распоряжению президента Азербайджана Бакинский международный центр мультикультурализма осуществляет немалую работу по обмену опытом с зарубежными странами. Проведенная в Италии совместно с итальянскими учеными научная конференция по истории удинов, состоявшаяся в Германии совместная с Бранденбургской академией наук конференция по религиозной толерантности в Азербайджане, проведенный в Аугсбургском университете коллоквиум по сопоставительному изучению немецкого и азербайджанского моделей мультикультурализма, организованный в Лондоне, в штаб-квартире BBC, "круглый стол", посвященный азербайджанскому мультикультурализму, и другие подобного рода мероприятия, несомненно, добавляют новые штрихи к позитивному имиджу нашей страны.

Наряду с государственными структурами большая заслуга в пропаганде мультикультуральных ценностей и традиций толерантности принадлежит Фонду Гeйдaра Aлиeва. Хотелось бы поподробнее узнать о деятельности фонда в этом направлении.

Азеобайджанские ученые сделали большой вклад в развитие сельского

Кямал Абдуллаев: Действительно, проделанную Фондом Гейдара Алиева в этой области работу трудно переоценить. Руководитель фонда, первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева неустанно трудится над реализацией системной концепции, призванной формировать позитивный имидж Азербайджана как внутри страны, так и за ее пределами. Приведу пример. Аугсбург - типичный баварский город, имеющий древнюю историю, традиции, где преобладает местное католическое население. В этом городе мы встретились с представителями католической церкви и мусульманских мечетей. Получив информацию о том, какой существенный вклад внес Фонд Гейдара Алиева, лично Мехрибан Алиева в культурную жизнь Ватикана, католики высоко оценили это и были глубоко впечатлены. Мусульмане также почувствовали гордость и радость от наличия этого факта. Эта огромная благотворительная работа может рассматриваться и как серьезная общественно-политическая деятельность. Еще одно важное направление, на мой взгляд, работа по формированию идей азербайджанства в зарубежных странах. Могу сказать, что если во многих наших делах мы смогли добиться успеха, то этим обязаны прежде всего деятельности Фонда Гейдара Алиева, так как мы начинали свою работу не с нуля. Люди, с которыми мы контактировали, как правило, уже имели определенную информацию о современном Азербайджане, о культурных, политических целях нашей страны.

На одном из виртуальных "круглых столов", организованном вашей службой, обсуждались вопросы мультикультуральной безопасности страны. Было бы интересно побольше узнать об этом новом понятии и о том, что за ним стоит.

Кямал Абдуллаев: Для Азербайджана мультикультуральная безопасность весьма важный фактор. Она имеет ряд принципов. Самый важный -- равное политическое отношение ко всем конфессиям, ко всем национальностям, живущим в Азербайджане. В итоге формируется основание для их лояльного отношения друг к другу, а всех вместе - к государству. Другой принцип - формирование деятельного и уважительного отношения со стороны гражданского общества к разным религиям и близким друг к другу культурам. Их сохранение, изучение, развитие наряду с государством являются, конечно же, обязанностью самых разных слоев азербайджанского общества. Но в развитие идеи мультикультуральной безопасности мы постулируем наличие фундаментальных границ, которые очерчивают нашу идентичность, культурную уникальность, наконец, наш социально-исторический опыт. Одним словом, определяют корневые интересы азербайджанства. При всей нашей толерантности к друзьям нашей страны и культуры различные имеющиеся атаки в отношении нашего социокультурного пространства не могут быть игнорированы, забыты или погашены нашей собственной толерантной риторикой. Наша мультикультуральная безопасность исходит из необходимости защиты нашего социокультурного опыта, определяемого термином "азербайджанство", в современных условиях принятия нашей страной правил глобальной открытости. Общенациональный лидер Гейдар Алиев всесторонне разработал политическую платформу мультикультуральной безопасности, и его достойный политический преемник Ильхам Алиев сегодня успешно продолжает и развивает это дело. Главное дело нашей республики как социально-исторического феномена.

Азербайджан