Поэтому допустимо такое сравнение - политику толерантности, поддержание атмосферы взаимного уважения культур можно представить воплощением музыкальных идей Авраамова в социальной действительности. Об азербайджанцах часто говорят в контексте их гостеприимства, добрососедства. Говоря научным языком, это элементы "структуры повседневности" азербайджанского социокультурного пространства. Но еще, я бы сказал, это следствие стремления поддерживать гармонию как в быту, так и в своей общественной жизни. Если понимать гармонию в смысле синтеза открытости "новому" и бережного сохранения национально-духовного ядра.
Пожалуй, из всех искусств лишь музыка обладает максимальной социально-организующей мощью. Хорошо известный факт про Баку - впервые проявившись в качестве промышленной и финансовой столицы Южного Кавказа, город практически сразу же оказался на передовых рубежах новых культурных веяний. Дух толерантности и открытости азербайджанского общества этому, конечно, способствует. Как и столетие назад, и сегодня Баку привлекает архитекторов, музыкантов, представителей авангарда и современного искусства, дизайна, сохраняя свой индивидуальный дух и традиционные ценности.
Вообще, в этом стремлении быть современным и стильным есть нечто большее, чем веяние моды. Происходит "перекличка времен" - заметно определенное совпадение социокультурных устремлений современного Азербайджана и духа глобальных культурных революций столетней давности. Русский Серебряный век стремился сделать мир лучше, продвигал подлинные ценности братства, стремления к единению и общему благу такими, как их видел. Азербайджан стремится воплотить ценности мультикультурализма и толерантности в качестве подлинных, способных исправить мир к лучшему. Если Авраамов собирал из многоголосья и хаоса новую гармонию, то Азербайджан стремится собрать единую мозаику из противоречивых и зачастую конфликтующих элементов, возвращаясь к утраченным или забытым идеалам подлинных ценностей добрососедства и общего блага.
Конечно, такая политика выглядит смелым экспериментом на фоне провала западного проекта социокультурной толерантности под ударами нарастающей миграции с юга. Несмотря на известный высокомерный сарказм Запада по поводу азербайджанской толерантности и демократии, Баку настойчив в продвижении этих идей как в глобальном мире, так и внутри страны, закрепляя принципы толерантности в образовательном процессе и на различных уровнях законодательства.
Разница с европейским подходом достаточно существенная - Азербайджан пытается синтезировать толерантность с сохранением идентичности. Тем самым азербайджанские интеллектуалы стремятся нащупать способы защиты от неудач вестернизации и автоматического переноса западных социальных практик в реалии своей страны.
Формирование целостной концепции, а затем и реализация политики толерантности, как и любая сложная социальная технология, не лишены трудностей и внутренних конфликтов. Толерантность не должна открывать дорогу для деградации ценностей консервативного общества, а напротив, призвана защитить "подлинные ценности" в новом мире. Порой изменить ценности легче, чем другие виды реальности. Однако изменить их не легче, чем осуществить технологический рывок или изменить политический строй: ценности "упорны", если установились, и неустойчивы в периоды социальных трансформаций. Весь парадокс в том, что вряд ли социальные взрывы или революции могут привести к толерантности.
В свое время азербайджанское общество уже получило травму в результате распада СССР и продолжающегося по сей день нагорно-карабахского конфликта. Преодоление синдрома недоверия начала 1990-х, мрачного взгляда в будущее и политической апатии заняло годы. Возвращение к власти Гейдара Алиева отчасти компенсировало тот опыт неудачной "вестернизации". Он сумел сконцентрировать силы общества на положительных изменениях, которые, собственно говоря, и дали импульс возникновению новых позитивных идей социального развития с опорой на мультикультурный подход и концепции толерантности.
Сегодня Азербайджан ставит перед собой задачу перехода в разряд стран-лидеров, сочетающих производство и знание. Возникает вопрос, как политика толерантности связана с социально-экономической модернизацией. Можно сказать, что толерантность проявляется и как результат модернизации, и как ее условие. Однозначного ответа нет. Уже понятно, что дорога в "общество знания" лежит через добрососедство, главное условие которого толерантность к различным культурам и социальным практикам. С помощью интеллектуальных СМИ, качественного и разностороннего образования, воспитания в дружной и любящей семье, наконец, индивидуального развития в морально здоровом коллективе такая метаморфоза вполне достижима.