30.07.2015 00:07
Культура

Коллекционер из Ростова поставила памятник Высоцкому

Коллекционер из Ростова поставила памятник Высоцкому
Текст:  Лариса Ионова (Ростов-на-Дону)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №167 (6738)
Я побывала на ее выставке фотографий Высоцкого - это уже 12-я по счету экспозиция, и она ни разу не повторилась. Всего ей удалось собрать около семи тысяч снимков неувядающего кумира, и работа продолжается. "Вот, совсем недавно прислали, Олег Васин, "высоковед" - я с ним долго переписывалась". Против моего ожидания Людмила Скворцова оказалась бойкой, живой, современной, в которой осталось что-то неуловимое от тех "восьмидесятников", которые у костра, с гитарою, с энтузиазмом на все годы.
Читать на сайте RG.RU
Владимир Высоцкий

Режиссер на телевидении, Людмила Скворцова - заядлый фанат Владимира Высоцкого. Ее стаж влюбленности в кумира берет отсчет с 1972 года.

- Мы тогда слушали записи его песен на скрипучих от употребления пластинках. Смотрели до дыр фильм "Вертикаль". Как-то мы отправились в турслет. И мальчик очень хорошо пел песни Высоцкого. Виктор Якубович, - рассказывает она.

Страсть сопровождает ее всю жизнь. Все остальное существовало рядом, не мешая, но помогая. Работая в РИНХе, по вечерам, на простой машинке, под копирку напечатала шесть экземпляров книжек со стихами Высоцкого. Переплела, раздала друзьям. В "Советском экране" вдруг как-то появилось имя Марины Влади. Заговорили, что жена. Но в глубинке мало кто этому верил, считали, красивая история, кино.

В Москве появилась улица Высоцкого

Потом случилось 25 июля - ужасное число. "Я занималась в то время в театральной студии. Прямо на репетицию влетел мальчик и говорит: "Люд, ты слышала, Высоцкий умер". Я сказала, что столько раз уже это слышала, что не верю. Но на самом деле поверила сразу. В понедельник с институтом ехали собирать яблоки. Все бросились ко мне: "Ты знаешь, умер - "Голос Америки" сказал". И всю дорогу я читала им наизусть Высоцкого. А потом появилось маленькое сообщение. Меня в тот день отпустили домой: жалко смотреть было.

Потом пришел Юра Горский, светлая ему память, он преподавал в РГУ. Предложил: давай сделаем спектакль, вечер памяти.

Оказалось, у меня был такой мизер собранного о нем, для театра очень мало. Я расстроилась.

Горский нашел телефон старичка, увлекавшегося Высоцким. У него было много материала. Я собралась к нему в Москву. Мы с подругой прямо с вокзала с сумками поехали сразу на Ваганьково. В темноте. В пять утра. Милиционер открыл нам ворота: вам направо. Зима, декабрь. Посмотрела на крохотную могилку. Говорю: "Галка, он не умер, он же не может в такой маленькой могилке лежать!"

В Москве было много знакомств. Петр Леонов, завлит театра на Таганке. Люда притащила ему все, что у нее на тот момент было. Тот поразился: все приезжают - дай, дай, а ты - наоборот. Нашли газету клуба самодеятельной песни. Перепечатали всю. Встретила парня, Витю Демидова. Он подарил Людмиле магнитофонную катушку с панихидой.

Владимир Высоцкий: "Я не люблю холодного цинизма"

После этого при малейшей возможности Скворцова ездила в Москву. Брала подработки, как два дня накапливалось, - ехала. Увлеклась Любимовым, великим режиссером, бегала на его репетиции. Через черный ход, обрастая материалом, создавая музей.

Недалеко от Таганки, в Нижнем Таганском тупике, открыли Государственный культурный центр-музей Высоцкого. Вначале им руководил Петр Леонов. В комнаты собирали все, что привозили его почитатели. А потом Скворцову, работавшую тогда на ростовском ТВ, отправили учиться на высшие режиссерские курсы. И тогда уж она развернулась, у нее был целый год в распоряжении! Она организовывала митинги в Калошином переулке, чтобы разрешили создать музей Высоцкого, и у здания минкультуры в память поэта, писала воззвания и раздавала листовки народу.

- Когда наш музей был создан, появился Андрей Бартельс. Он был до этого строителем. Сделал много. Из дворика, где организовали музей, смог расселить весь народ - никто не пострадал, переехали как хотели. Никто не сказал, что из-за Высоцкого их выселили на край Москвы. Все честно, чисто, нормально. Музей разросся. А потом на смену Андрею пришел Никита Высоцкий.

Вполне продвинутый молодой человек. Цепкий, хваткий, жесткий. Совсем не похож по характеру на отца, но внешне копия, лишь на голову выше.

Но сначала были мы, а потом Никита.

Он много сделал. Музей стали посещать друзья Высоцкого, знатные люди - Говорухин, Смехов, они тоже подбрасывали материал. И теперь музей есть, ведет свое дело, и уже неважно, кто его создавал.

Журнал "Родина" рассказывает о военной лирике Владимира Высоцкого

В 2009 году Людмила Скворцова решила, что в Ростове тоже должен быть памятник Высоцкому.

Из управления культуры ее отправили в Союз художников. Там она встретилась с удивительным человеком Олегом Игнатовым. Дружба возникла моментально. На почве памятника.

- Не было никакой инициативной группы, мы ее создали. К нам присоединились завбиблиотекой имени Лихачева Татьяна Власова, литератор Леонид Санкин и врач и бард Борис Снитка. Мы собирали деньги на памятник. Поняли, что надо ставить копилку. Первую поставили в донской публичной библиотеке. Но там одни студенты и пенсионеры.

Потом нашли предпринимателя - Владимира Лищука. Прекрасный бард. Он по своей схеме сделал копилки, по 10 тысяч. Денег не дал, но дал удочку. Я расставила эти копилки в "Перекрестках", которыми он занимался, и книжных магазинах. Другой предприниматель Бабушкин делал урны для голосования. Дарил их мне. Раз в 2-3 месяца я ходила по точкам, вскрывала урны, несла деньги в банк.

В итоге собрали 500 тысяч. Успела провести два конкурса на эскиз памятника. Я была за Дмитрия Лындина, автора "Коробейника" и памятника Василию Алексееву. Победил Скнарин. И началась длительная борьба с ним. Высоцкого он изобразил почему-то полуголым, с обнаженным торсом. Мы долго спорили. Наконец он надел на него водолазку. Получилось неплохо.

Один человек предложил сделать медали. На 50 тысяч - награждать тех, кто сдавал большие суммы. Саввиди, например, дал 2 миллиона.

25 июля 2014 года памятник в Ростове появился.

Теперь Скворцова пробивает в городе улицу имени Высоцкого. В новом микрорайоне, где власти обещают микрорайоны назвать Лондон и Париж. Пусть в ростовском Париже будет улица Высоцкого.

В Ростове в 1976 году появилась самая первая в мире доска, посвященная пребыванию поэта в 1975-м. На Школьной, 16, на здании комбината прикладного искусства. После того как Высоцкий уехал, прикладники сделали керамическую доску и впаяли ее в кирпичный забор. Снять ее было невозможно. Когда умер последний прикладник, этот участок земли продали вместе с забором и доской под строительство жилого дома. Доска нигде не была оформлена официально. Человек, который купил участок, пообещал не трогать забор с доской.

Людмила Скворцова знает все песни Высоцкого наизусть. Единственная, которая ей не нравится, - это "Утренняя гимнастика".

- У песен Высоцкого невероятное число вариантов, - говорит она. - Иногда слышишь - слово изменил или переставил. Сразу все меняет. Высоцкий неисчерпаем. И каждый раз нахожу у него что-то новое.

Мне интереснее с этим жить.

Музеи и памятники Ростов-на-Дону Юг России