Со щитом иль на щите
Проект тоннеля под Невой был торжественно представлен на Петербургском международном экономическом форуме в 2010 году. Предполагалось, что двухуровневая автомагистраль длиной около двух километров сможет пропускать до 60 тысяч автомобилей в сутки. Инвестором выступила "Невская концессионная компания" ("НКК") с участием международного консорциума Vinci, которая предполагала окупить свои расходы за счет взимания платы за проезд. Транспортный поток обеспечило бы развитие района Охты, где предполагалось построить небоскреб "Газ-прома".
Однако под давлением градозащитников "Охта-центр" из исторической части Северной столицы переехал на берег Финского залива и превратился в "Лахта-центр". А круглосуточная переправа стоимостью в 100 миллиардов рублей в ценах 2010 года стала одним из первых проектов, от которых отказался Георгий Полтавченко, приступив к обязанностям губернатора. Свое решение он объяснил желанием считать деньги: "Петербургу нужно много переправ, но за разумные день-ги, поэтому не знаю, появится ли этот проект в нашем городе".
Однако концессионер к тому моменту уже фактически приступил к делу. Уяснив, что тоннеля не будет, "НКК" сначала обратилась в Смольный за компенсацией в досудебном порядке, а затем - в Парижскую арбитражную палату, поскольку именно она была указана в договоре в качестве третейского судьи. По решению международной юридической инстанции Смольный должен вернуть концессионеру около 15 миллиардов евро. Сейчас чиновники пытаются оспорить это решение в Московском арбитражном суде, до этого времени отложено разбирательство и в Северной столице. Однако если Фемида встанет на сторону бизнеса, необходимая на выплаты сумма будет заложена в бюджет. Стоит ли напоминать, что до 40 процентов доходов городской казны - это налоги на доходы физических лиц?
Коттеджи в парке
Практически аналогичная история сейчас происходит с Баболовским парком в Царском Селе, который является памятником всемирного наследия и находится под защитой ЮНЕСКО. В 2005 году часть парка размером в 22,7 гектара была продана инвестору под строительство 70 коттеджей. До настоящего времени шведская компания Steelmar Scandinavia к застройке не приступила, но судебные разбирательства идут с переменным успехом.
В мае нынешнего года 13-й арбитражный апелляционный суд подтвердил обязанность городского КГИОП выдать компании задание на разработку проекта, чтобы приспособить объект культурного наследия к современному использованию. Однако до этого, в марте, Арбитражный суд Москвы отказал шведам и отменил решение минкультуры РФ о том, что участок инвестора находится в границах охраняемой зоны.
В ходе утверждения поправок к Генеральному плану Санкт-Петербурга, которые принимались в весеннюю сессию городского парламента, депутат Анатолий Кривенченко попытался обратить внимание городских властей на сумму неустойки, которую опять же придется заложить в бюджет, если шведы обратятся в международный арбитражный суд.
"Проблематично рассчитывать на благоприятные для Санкт-Петербурга последствия рассмотрения этого дела, - указал Кривенченко в депутатском запросе на имя губернатора Полтавченко. - Материальные потери города в случае удовлетворения исковых требований могут составить около 100 миллионов евро".
Градоначальника, по всей вероятности, эта сумма не смутила. К вопросу изменения функционального зонирования данной территории он пообещал вернуться в рамках работы над комплексной актуализацией Генерального плана Санкт-Петербурга в 2018 году.
Конюшни останутся?
Самый свежий пример того, как легко власти Петербурга берут обратно данные ранее обещания, - реконструкция и приспособление под гостиницу здания Конюшенного ведомства.
За этот объект также вступились градозащитники. Постановление правительства Санкт-Петербурга о реконструкции памятника федерального значения под гостиницу класса люкс было издано в 2010 году.
В качестве условия для инвестора были выставлены "работы в существующих габаритах без изменения предметов охраны". Это означает, что инвестор обязан сохранить только общий внешний облик здания, в то время как внутри имеется подлинный интерьер конюшен позапрошлого века. Они и стали основным предметом раздора, поскольку уникальные анфилады предполагалось перегородить ради создания апартаментов.
В феврале вопрос обсуждался на Совете по сохранению культурного наследия, а через четыре месяца стало известно, что перепланировки не будет. И гостиницы тоже.
- Ведомство должно быть возвращено в казну Петербурга, - заявил вице-губернатор Игорь Албин, сославшись на решение губернатора. - Сейчас ведем переговоры с инвестором о механизмах возврата. КГИОП дано поручение подготовить техзадание на реконструкцию без перепланировки здания.
Спустя месяц после этого заявления в комитете имущественных отношений Петербурга корреспонденту "РГ" подтвердили, что инвестиционный договор с компанией братьев Зингаревич Lotus Plaza Group не расторгнут и продолжает действовать.
Однако в СМИ уже появилась информация о том, что этот инвестор получил право и федеральную субсидию на строительство ледового стадиона на Крестовском. Участники рынка склонны расценивать это как часть компенсации за утраченные конюшни.
Герман Шаляпин, первый председатель КСП Санкт-Петербурга:
Можно только констатировать тот факт, что никто не просчитывает последствия и элементарную эффективность подобных вложений. Давно уже ставился вопрос о том, насколько эффективен, разумен, просчитан проект Орловского тоннеля. Я очень сожалею, что не здравый смысл, а только конъюнктурные соображения диктовали власти принятие подобных решений - и раньше и сейчас. Тенденция та же: идти в угоду интересам сегодняшнего дня.
В свое время, когда принимались решения по этим стройкам и инвестициям, была совсем другая ситуация - высокие цены на нефть, благоприятный инвестиционный климат. За то, что произошло потом, наша питерская власть никакую долю вины на себя брать не собирается. А возвращать эти деньги да еще платить по всем прекращенным проектам немалые неустойки придется нам, из нашего бюджета, и никакая федеральная власть нам не поможет.