4.5
Кадры из фильма "Агенты А.Н.К.Л."Изначально режиссером должен был стать Стивен Содерберг, покинувший проект из-за разногласий по вопросам бюджета и кастинга. Если кого-то это и расстроило, то ненадолго - замена автору трилогии про Оушена со товарищи нашлась более чем достойная. Когда об этом стало известно, число дожидающихся премьеры зрителей значительно увеличилось: ремейк классического телесериала стал новым фильмом самого Гая Ричи, и это обеспечивало ему повышенное внимание. Недавний стим-панковый эксперимент в двух частях на тему викторианской Англии показал: в условиях декораций минувших эпох Ричи работает ничуть не хуже, чем в привычных ему подворотнях современного Лондона, так что выхода "Агентов" ждали с особым нетерпением.
Сюжет фильма позволяет назвать его, скорее, приквелом классического телешоу, чем картиной по мотивам. Сериал, выходивший в самый разгар "холодной войны", отправлял зрителя в фантастический мир, в котором настоящими антагонистами были не СССР и США, а глобальные транснациональные организации с забавными названиями U.N.C.L.E. и T.H.R.U.S.H. Цель последней, как и положено высокоорганизованному сборищу злодеев, - завоевание мира. Первая же должна всеми силами негодяям и бандитам помешать. Степень враждебности коварных заговорщиков всему человеческому настолько высока, что для противодействия им усилия пришлось объединить не только флагманам НАТО и ОВД, но также Великобритании, Югославии, Нидерландам, Испании, Италии и почему-то Греции - никакой "Спектр" или "Синдикат" не могут похвастаться таким вниманием к себе. При всей своей очевидной наивности сериал был весьма любопытен, а главные герои в исполнении Роберта Вона и Дэвида Маккаллума вошли в число любимых суперагентов западного мира, на время потеснив только входившего тогда в моду Джеймса Бонда.
Фильм Гая Ричи пытается примирить причудливую вселенную старинного сериала с реальностью биполярного мира: прежде, чем о проекте U.N.C.L.E. вообще зайдет речь, герои успеют повоевать друг с другом как представители ЦРУ и КГБ, а затем в этом же качестве вынужденно посотрудничать. "Ковбою" и "большевику", как они друг друга прозвали, пришлось объединить усилия в противодействии попыткам фашистского ядерного реванша. Естественно, дух соперничества и перманентная демонстрация научно-технических достижений своих стран не могут помешать возникновению взаимной симпатии у двух суперавантюристов. На пути героев - немецкие ученые-нацисты с садистскими наклонностями, итальянские фашистки-гедонистки и прочие колоритные, но весьма малоприятные как с марксистско-ленинской, так и с капиталистической точки зрения граждане.
Генри Кавилл, взявшийся за роль Наполеона Соло вместо Тома Круза (которому пришлось отказаться от съемок ради более раскрученной шпионской истории), очень хорош в роли великосветского искателя приключений с изысканными манерами. Персонаж порой настолько напоминает знаменитого агента МИ-6 - вплоть до привычек (собственно, он мог дебютировать в "бондиане" уже в "Казино "Рояль", но тогда его сочли слишком молодым для этой роли), что приходится сомневаться в его американском происхождении - даром, что актер британец. И если мы так и не увидим Кавилла в главной роли одной из будущих частей популярнейшей шпионской франшизы, оправдания этому найти будет просто невозможно.
Актер из Штатов в паре, исполняющей главных персонажей, впрочем, есть, и играет он, как нетрудно догадаться, русского. Спокойный и молчаливый герой, чья "русскость" прежде выражалась, в первую очередь, в забавном акценте и некоторой пессимистичности, в исполнении Арми Хаммера (на самом деле имеющего русские корни) мутировал в образцового советского сверхчеловека в соответствии с классическими канонами развесистой клюквы.
Илья с экзотическим отчеством Никович по-медвежьи силен (например, остановить голыми руками автомобиль на полном ходу ему не удается лишь потому, что отрывается крышка багажника), по-сибирски суров (место рождения - Киев - этому нисколько не мешает), по-корчагински самоотвержен, но где-то глубоко-глубоко в душе до умиления романтичен и до неловкости сентиментален. Добавим сюда тяжелое детство с непременными предками в ГУЛАГе, проблемы с управлением гневом, владение иностранными языками, интерес к интеллектуальным играм и впечатляющую осведомленность о жизни западной цивилизации со всем ее враждебным нормальному советскому человеку консюмеризмом - и получим близкого родственника Ивана Данко из нежно любимой в России "Красной жары", только заметно эволюционировавшего.
Типичное для русских персонажей в западных фильмах презрение к компромиссам (само собой, неизбежны искрометные уан-лайнеры типа: "Русские так не поступают!"), разумеется, становится поводом для бесчисленных гэгов. И здесь определяется мастер: умение играть стереотипами так, чтобы это выглядело не пошло и скучно - и тем более не обидно, а иронично и остроумно - это то, чем Гай Ричи себя зарекомендовал давно (помните Бориса Бритву?) наряду с замечательными диалогами, по цитируемости уступающими разве что тарантиновским шедеврам.
Остальные достоинства знаменитого британского режиссера в представлениях не нуждаются. Кастинг - замечательный: в "Агентах А.Н.К.Л." обаятельны как основные персонажи - помимо советско-американской парочки, среди них Алисия Викандер в роли загадочной девушки-механика из Восточного Берлина и Хью Грант в роли руководителя британской разведки, - так и второстепенные. Многочисленные экшн-сцены сняты с должным вкусом и сноровкой, в узнаваемом стиле Ричи. Отдельной похвалы, конечно, достойны декорации: ГДР, Западный Берлин и Италия шестидесятых убедительны и, в общем, никаких вопросов не вызывают - так же, как и великолепный саундтрек.
Местами сюжет и мотивация персонажей могут спровоцировать ворчание иных придир. Например, хороши шефы агентов, натравившие их друг на друга и одновременно ведущие переговоры о создании из них спецкоманды по спасению вселенной. Но это - не тот случай, когда подобное имеет принципиальное значение: любые недостатки меркнут на фоне красочного, стильного и действительно смешного фильма от одного из ярчайших режиссеров современности.
По иронии судьбы сагу о сотрудничестве сверхдержав американцам совместно с британцами удалось вытащить на свет из пыльных архивов только сейчас, хотя идея появилась достаточно давно. Даже в такой смешливо-игровой форме актуализация темы сотрудничества России и Запада на фоне глобальных угроз, вопреки желанию авторов, не может не привлечь внимания любителей поверхностных геополитических спекуляций. Как и то, что в концовке, недвусмысленно намекающей на грядущий сиквел, новообразованную команду в лице представителей спецслужб СССР, США и проворной Великобритании отправят в одну из ближневосточных стран. Хотя иной раз нельзя не ухмыльнуться актуальности некоторых реплик (чего стоит фраза босса ЦРУ: "Я уверен, что в каждом немце сидит маленький американец и рвется наружу"), давайте прислушаемся к самому Ричи, призвавшему не проводить параллелей с современностью, и будем надеяться, что продолжение этой истории он нам еще расскажет.