Для того чтобы стать участником проекта под пока еще непривычным названием "каршеринг", достаточно пройти бесплатную регистрацию на интернет-сайте такой компании, получить логин и пароль и подписать в офисе договор. Собственно, на этом и формальности, да и ваши личные контакты с сотрудниками каршеринговой фирмы завершаются. Скорее всего этих сотрудников вы больше в глаза не увидите.
Но есть три условия: вам 21 год и больше, у вас есть смартфон, а стаж вождения не менее двух лет.
Специальных парковок для таких прокатных машин не будет. Свободную машину надо самостоятельно найти - на карте города на мобильном приложении, которое бесплатно скачиваете на смартфон. Выбираете ближайший к вам свободный автомобиль, бронируете. Теперь у вас есть 20 бесплатных минут, чтобы добраться до этой машины. После чего "счетчик включается". Есть два режима: ожидания (1,5 руб. в минуту) и поездки (8,9 руб.). Проще говоря, как только ты запаркуешься и заглушишь двигатель - полтора рубля, поехал - полный тариф.
В случае долгой парковки (например, во время поездки в кинотеатр) можно "сдать авто" и не платить ни копейки за простой. Но есть риск, что эту машину забронирует кто-то другой, и совсем не факт, что вы найдете свободное каршеринговое авто вблизи.
Напрашивается закономерный вопрос: если ты берешь машину, не заезжая в офис, то откуда же у тебя ключи от нее и документы?
Машину вы откроете посредством упомянутого мобильного приложения. Непривычно, но живем в век высоких технологий, придется привыкать.
А документы найдете в "бардачке". Что опять-таки провоцирует вопрос о том, как же оградить такие компьютеризированные машины-роботы от угона? А вот это уже не наша головная боль. Эти машины неплохо оснащены системами отслеживания, и угонщик далеко не уедет. По правилам столичного департамента транспорта, они должны быть оборудованы системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС и GPS, а также разными датчиками контроля состояния. К тому же, по правилам аренды, ездить можно только по Москве, отдаляясь от МКАД не более чем на 5 километров.
Да и город допускает к участию в проекте только автомобили, застрахованные не менее чем на 1,5 млн рублей.
Перед поездкой машину надо осмотреть на наличие царапин и повреждений, а также чистоты салона. Если что-то заметите - снимайте на смартфон, отправляйте фото в офис. И созвонитесь с сотрудниками компании, чтобы к вам не было претензий.
Ну а самые приятные бонусы для клиента: страховка, бензин и даже парковка уже включены в стоимость. Последнюю не надо относить на счет великодушия компании. Дело в том, что каршеринг целенаправленно развивают власти Москвы. Мэр Собянин считает, что это позволит снизить нагрузку на городские улицы. "Это прокат машин без водителя, он похож на прокат велосипедов, которые стоят по всему городу, - сказал мэр в понедельник. - Во многих европейских городах эта услуга работает, будем надеяться, что приживется она и в Москве".
Чтобы каршеринг лучше и быстрее приживался, город предоставил компаниям-участницам парковочные места на сверхльготных условиях: 60 тыс. рублей за три года размещения одного автомобиля независимо от территориальной зоны платной парковки.
А еще каршеринговый автомобиль будет узнаваем: раскрашен и отмечен специальным символом, который разработан столичным департаментом транспорта.
Стоимость аренды автоматически удерживается с вашей банковской карты после завершения поездки. "Сдать" (то есть оставить) машину в этом году можно только в пределах Третьего транспортного кольца. С 2016 года разрешенная зона будет ограничена МКАД.
Что касается бензина, то есть нюанс. Он хоть и бесплатный для клиента, но все-таки бак сам по себе не заполнится.
"Оставлять машину нужно с баком, заполненным минимум на 15%, - разъясняет мне сотрудник каршеринговой компании "Делимобиль". - Заправиться можно на АЗС наших партнеров. На заправку вы потратите свое время, и хлопоты компания возместит вам 15 бесплатными минутами".
Кроме того, первой тысяче пользователей каршеринговых компаний обещано 20 минут аренды бесплатно. Среди первых зарегистрировался в качестве клиента и автор этих строк. Чтобы проверить лично реальность всех обещаний.
Всего в Москве интерес к развитию этого сервиса проявило пять компаний. Три из них намерены запустить первые сто машин уже в ближайшие недели.
Кстати
По данным главы столичного департамента транспорта Максима Ликсутова, машины по системе каршеринга обходятся дешевле такси. И жители европейских городов, где введена такая система, в 30% случаев принимают решение о продаже личных автомобилей.