4 сентября в Швеции состоится премьера "И на земли" (Så оck på jorden), нового фильма Кая Поллака, созданного в продолжение работы 2004 года "Яко на небеси" (Så som i himmelen), в переводе на русский известной также под другим переводом - "Как в раю". Два названия создают единое изречение, цитату из молитвы "Отче наш", содержащейся в Евангелии.
Предыдущая картина Поллака, "Яко на небеси", в свое время весьма неожиданно нашла сильный отклик в сердцах рядовых членов шведского общества, обычно позиционируемого как образец всепобеждающего секуляризма, в одном ряду со странами-соседями. В ней речь идет о всемирно известном дирижере, который после перенесенного инфаркта не находит в себе сил для продолжения карьеры. Он возвращается на свою малую родину - в городишко, затерянный в сельской местности, откуда в свое время всеми силами пытался вырваться в большой мир. Противясь любым попыткам вовлечь себя в какое-либо занятие, отдаленно напоминающее ему о своей профессии, он все-таки соглашается возглавить местный церковный хор, состояние которого оставляет желать лучшего. Так, дирижер становится не только спасителем церковной музыкальной традиции, но и исцелителем душ, среди которых оказывается и Лена, ставшая главной героиней продолжения, выходящего на экраны в следующем месяце.
В новом фильме рассказывается о своего рода духовной эстафете, переданной умирающим дирижером своей возлюбленной, которая ждет от него ребенка. В отличие от своего наставника, ставшего спутником жизни, у Лены гораздо более приземленные музыкальные вкусы. Однако помня о завете, изреченном дирижером на смертном ложе, она принимает на себя руководство хором. Дело это, безусловно, благое, но вот методы, которыми руководствуется новоявленная наставница, настолько непривычны и даже провокационны, что ее усилия долгое время остаются тщетными, не находя понимания у консервативных жителей провинциального городка.
Каково будет восприятие его новой картины - остается загадкой. С большой степенью вероятности можно прогнозировать неподдельной интерес в самой Швеции. Что же касается стран, находящихся вне Скандинавии, то строить какие-либо прогнозы представляется чрезвычайно трудным. Рациональное христианство, вобравшее в себя основы тимбилдинга, технологий "позитивного мышления" и стратегий эффективного управления персоналом вряд ли вызовет полное понимание и принятие у более широкой аудитории. Но загадочность скандинавской души, как мы видим в последние годы, находит все больше сочувствующих по всему миру - возможно, это и сделает из фильма событие европейского, если не мирового масшаба.
Для Кая Поллака, которому в этом году исполнилось 77 лет, этот фильм стал шестым в карьере. Его работы легко узнаваемы по редкому творческому почерку. Его часто сравнивают с соотечественником Роем Андерссоном, для которого киноискусство, с одной стороны, тоже является лишь одной из многочисленных точек приложения собственных способностей, а с другой - требует глубочайшей внутренней проработки с непредсказуемыми временными затратами.