Значимый режиссер, фотограф, ко всему прочему - философ и психолог, празднует юбилей. Вильгельму Эрнсту Вендерсу (в народе - просто Виму) исполнилось 70 лет. Его можно назвать одним из самых ярких представителей подчеркнуто европейского кино, твердо отстаивающим право последнего на существование. Фильмы мастера Вендерса - не из тех, что можно назвать массовыми. Более того, он никогда и не ориентировался на аудиторию. Важнее для него - действительно достойное кино, не лишенное смысла. Поэтому ждать штампов и клише в его случае - бессмысленно. И, видимо, поэтому же мэтр подарил миру так много картин, ставших "нетленками".
Под строгим взглядом из-под очков в круглой оправе этого человека со всегда слегка въерошенной прической был снят классический артхаусный триптих в жанре роуд-муви - "Алиса в городах" (1974), "Ложное движение" (1975) и "С течением времени" (1976), а еще - триллеры "Американский друг" (1977) и "Хэммит" (1987), фантастическая драма "Когда наступит конец света" (1991) и, разумеется, ставшая классикой мирового кино картина "Небо над Берлином" (1987).
Кино Вендерса началось с прокручивания проектора в маленьких квартирах послевоенного Дюссельдорфа. Он снимал своих друзей, затем показывая результат своих трудов "залу". Была и страсть к фотографии - хобби, которое так и осталось с Вендерсом по сей день. Влияние именно этого вида искусства на его режиссерские работы неоспоримо: чего стоят только знаменитые и обязательные портретные планы. На справедливый вопрос - "причем тут Вендерс и портретные планы, если это - прямая заслуга оператора?" - ответ будет таков: на съемках он - творец в абсолюте. Вим руководит каждым участником съемочного процесса, вплоть до того, что подбирает линзы вместе с оператором, выставляет свет. Однажды ему довелось побывать и звукорежиссером. Впрочем, об этом опыте герр Вендерс позже пожалел: по его словам, мир звуков имеет свойство забирать все внимание. Кстати, большинство своих фильмов он монтирует самостоятельно. А процесс монтажа считает куда более увлекательным, чем непосредственно съемки.
Важная роль в его фильмах и у фактуры: антураж живет и дышит с собственным настроением. Будучи страстным путешественником, Вим всегда показывает характер города. Для Вендерса важно предподнести героев - даже неодушевленных - объемными, настоящими и живыми. И то же "Небо над Берлином" замечательно иллюстрирует беспокойный город в вечном цейтноте, "миллионник" одиноких людей. А "Париж-Техас" рисует индустриальную и, в то же время, пустынную Америку. Что, кстати, весьма огорчило жителей Соединенных Штатов.
Сюжет для Вима Вендреса - пластилиновая субстанция, которую можно всячески видоизменять в процессе. И никаких жестких форм. Тут не обошлось без влияния близкого друга режиссера, крупного австрийского писателя и драматурга Петера Хандке. Дебютный после окончания университета фильм Вендерса был снят по одноименной повести писателя - "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" (1972).
Чем еще любопытны его картины? Действительно многим - например, нетривиальными поворотами не только сюжета, но и всего съемочного процесса. Так, в фильме "Американский друг" роли на съемочной площадке достались коллегам Вендерса - режиссерам, в том числе - Деннису Хопперу. Ленту называли своебразным продолжением "Незнакомцев в поезде" Альфреда Хичкока, которое воздало дань памяти фильмом великому мастеру триллера.
Вима Вендерса расстраивает то, что европейское кино по своей успешности (по крайней мере, коммерческой) сильно отстает от североамериканского собрата. Он, мягко говоря, скептически относится к заокеанской киноиндустрии. А во время съемок, что называется, мыслит сердцем. Возможно, из-за этого некоторые его фильмы лишены рационального зерна и четко выстроенной фабулы. Одной из немногих работ Вендреса, снятой в США, стала нуар-лента "Хэммит" по одноименному роману Джо Горса - совместная с Фрэнсисом Фордом Копполой. И получилась она многострадальной: мэтры часто не могли прийти к общему решению. Титаны сталкивались лбами - тянулись дни.
Ко всему прочему, фильмы Вендерса музыкальны. Сам он не раз признавался, что именно музыка спасла его от работы адвокатом. И речь - о рок-музыке. В его картинах можно услышать песни Лу Рида, Джима Джармуша - не только режиссера, но и композитора, Ника Кейва. Вспоминается эталонная сцена из "Неба над Берлином": Марион приходит в бар и погружается в сюрреалистичную атмосферу под вой депрессивно тянущего демоническую The Carny Кейва. Другой пример - тот же "Париж-Техас" с гитарными вибрато Рая Кудера.
Помимо художественного кино, юбиляр снимает и документальное: хорошо известны "Токио-га" (лента, над которой он работал под впечатлением от фильмов японца Ясудзиро Одзу) и экспериментальная картина "Пина" о немецком хореографе Пине Буш. Самый свежий пример - нашумевшая "Соль Земли", фильм о жизни легендарного бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо.
Кстати, будучи не только кинематографистом, но и фотографом, Вендерс с большой неприязнью относится к цифровой технике и уважает механический труд. Конечно, такой подход к искусству можно назвать подходом "динозавра", но еще и за это зрители каждый раз говорят ему "спасибо". Как и за то, что в его фильмах всегда присутствуют добрые и красивые душой персонажи. Допустимо сказать, что его ленты в целом настроены на то, чтобы быть обезболивающим для заметно израненных душ. По крайней мере, именно это называет своей миссией сам режиссер - неоспоримо великий мастер киноискусства.