14.08.2015 21:20
Культура

Немецкому кинорежиссеру Виму Вендерсу исполнилось 70 лет

Текст:  Виктория Гусева
Читать на сайте RG.RU

Значимый режиссер, фотограф, ко всему прочему - философ и психолог, празднует юбилей. Вильгельму Эрнсту Вендерсу (в народе - просто Виму) исполнилось 70 лет. Его можно назвать одним из самых ярких представителей подчеркнуто европейского кино, твердо отстаивающим право последнего на существование. Фильмы мастера Вендерса - не из тех, что можно назвать массовыми. Более того, он никогда и не ориентировался на аудиторию. Важнее для него - действительно достойное кино, не лишенное смысла. Поэтому ждать штампов и клише в его случае - бессмысленно. И, видимо, поэтому же мэтр подарил миру так много картин, ставших "нетленками".

Голливудскому актеру Антонио Бандерасу исполнилось 55 лет

Под строгим взглядом из-под очков в круглой оправе этого человека  со всегда слегка въерошенной прической был снят классический артхаусный триптих в жанре роуд-муви - "Алиса в городах" (1974),  "Ложное движение" (1975) и "С течением времени" (1976), а еще - триллеры "Американский друг" (1977) и "Хэммит" (1987), фантастическая драма "Когда наступит конец света" (1991) и, разумеется, ставшая классикой мирового кино картина "Небо над Берлином" (1987).

Кино Вендерса началось с прокручивания проектора в маленьких квартирах послевоенного Дюссельдорфа. Он снимал своих друзей, затем показывая результат своих трудов "залу". Была и страсть к фотографии - хобби, которое так и осталось с Вендерсом по сей день. Влияние именно этого вида искусства на его режиссерские работы неоспоримо: чего стоят только знаменитые и обязательные портретные планы. На справедливый вопрос - "причем тут Вендерс и портретные планы, если это - прямая заслуга оператора?" - ответ будет таков: на съемках он - творец в абсолюте. Вим руководит каждым участником съемочного процесса, вплоть до того, что подбирает линзы вместе с оператором, выставляет свет. Однажды ему довелось побывать и звукорежиссером. Впрочем, об этом опыте герр Вендерс позже пожалел: по его словам, мир звуков имеет свойство забирать все внимание. Кстати, большинство своих фильмов он монтирует  самостоятельно. А процесс монтажа считает куда более увлекательным, чем непосредственно съемки.

Шварценеггер, Нолан, Рено, Фишборн: интересные факты об именинниках

Важная роль в его фильмах и у фактуры: антураж живет и дышит с собственным настроением. Будучи страстным путешественником, Вим всегда показывает характер города. Для Вендерса важно предподнести героев - даже неодушевленных - объемными, настоящими и живыми. И то же "Небо над Берлином" замечательно иллюстрирует беспокойный город в вечном цейтноте, "миллионник" одиноких людей. А "Париж-Техас" рисует индустриальную и, в то же время, пустынную Америку. Что, кстати, весьма огорчило жителей Соединенных Штатов.

Сюжет для Вима Вендреса - пластилиновая субстанция, которую можно всячески видоизменять в процессе. И никаких жестких форм. Тут не обошлось без влияния близкого друга режиссера, крупного австрийского писателя и драматурга Петера Хандке. Дебютный после окончания университета фильм Вендерса был снят по одноименной повести писателя - "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" (1972).

Чем еще любопытны его картины? Действительно многим - например, нетривиальными поворотами не только сюжета, но и всего съемочного процесса. Так, в фильме "Американский друг"  роли на съемочной площадке достались коллегам Вендерса - режиссерам, в том числе - Деннису Хопперу. Ленту называли своебразным продолжением "Незнакомцев в поезде" Альфреда Хичкока, которое воздало дань памяти фильмом великому мастеру триллера.

"Шерлок", который решил вернуться в театр: Камбербэтчу - 39

Вима Вендерса расстраивает то, что европейское кино по своей успешности (по крайней мере, коммерческой) сильно отстает от североамериканского собрата. Он, мягко говоря, скептически относится к заокеанской киноиндустрии. А во время съемок, что называется, мыслит сердцем. Возможно, из-за этого некоторые его фильмы лишены рационального зерна и четко выстроенной фабулы. Одной из немногих работ Вендреса, снятой в США, стала нуар-лента "Хэммит" по одноименному роману Джо Горса - совместная с Фрэнсисом Фордом Копполой. И получилась она многострадальной: мэтры часто не могли прийти к общему решению. Титаны сталкивались лбами - тянулись дни.

Ко всему прочему, фильмы Вендерса музыкальны. Сам он не раз признавался, что именно музыка спасла его от работы адвокатом. И речь - о рок-музыке. В его картинах можно услышать песни Лу Рида, Джима Джармуша - не только режиссера, но и композитора, Ника Кейва. Вспоминается эталонная сцена из "Неба над Берлином": Марион приходит в бар и погружается в сюрреалистичную атмосферу под вой депрессивно тянущего демоническую The Carny Кейва. Другой пример - тот же "Париж-Техас" с гитарными вибрато Рая Кудера.

"Худший в мире режиссер" отметил полувековой юбилей

Помимо художественного кино, юбиляр снимает и документальное: хорошо известны "Токио-га" (лента, над которой он работал под впечатлением от фильмов японца Ясудзиро Одзу) и экспериментальная картина "Пина" о немецком хореографе Пине Буш. Самый свежий пример - нашумевшая "Соль Земли", фильм о жизни легендарного бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо.

Кстати, будучи не только кинематографистом, но и фотографом, Вендерс с большой неприязнью относится к цифровой технике и уважает механический труд. Конечно, такой подход к искусству можно назвать подходом "динозавра", но еще и за это зрители каждый раз говорят ему "спасибо". Как и за то, что в его фильмах всегда присутствуют добрые и красивые душой персонажи. Допустимо сказать, что его ленты в целом настроены на то, чтобы быть обезболивающим для заметно израненных душ. По крайней мере, именно это называет своей миссией сам режиссер - неоспоримо великий мастер киноискусства.

Мировое кино В фокусе