Задачу навести в Волгограде порядок в сфере наружной рекламы поставил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров еще весной этого года, когда только обсуждались планы благоустройства города.
- То, что мы сегодня видим вдоль волгоградских дорог, пока больше напоминает Шанхай. Необходимо привести в порядок торговые точки и рекламные конструкции. За образец предлагаю взять опыт Москвы, - сказал глава региона на одном из совещаний.
"Шанхай" - самое подходящее слово для описания сложившейся в Волгограде ситуации. За хаотичным нагромождением щитов, баннеров, перетяжек, световых конструкций, особенно в центре, невозможно рассмотреть ни фасады домов, ни перспективы улиц.
На чуть менее оживленных дорогах другая проблема - рекламная информация месяцами не обновляется, щиты тускнеют, теряют вид и создают общее ощущение неопрятности города. Неудивительно, что в администрацию поступают заявления волгоградцев, которым эти конструкции просто мешают жить.
Другой способ выявления незаконной рекламы - рейды административной комиссии, которая выезжает на место и определяет законность установки каждой конкретной конструкции. Самое частое нарушение - предприниматель или рекламная фирма не продлили договор с администрацией. В этом случае собственнику направляется уведомление с требованием в течение месяца своими силами убрать объект. Если требование проигнорировано, городской комитет по рекламе подает в суд. Если собственник не исполняет решение суда (случай нередкий), к демонтажу подключаются судебные приставы.
Именно по такой схеме пришлось действовать на днях при демонтаже двух огромных трехсторонних тумб-коробов недалеко от остановки "Кинотеатр "Родина" в Центральном районе, каждая из граней которых имела размеры три на полтора метра.
- Владельцу демонтированных тумб придется оплатить не только административный штраф, но и работу спецтехники, а также все судебные издержки, - говорит судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Станислав Фастов.
Если хозяин спиленных билбордов не забирает их после демонтажа, то в итоговый счет включается еще и стоимость ответственного хранения на специальной площадке.
Почему же предприниматели не спешат исполнять требования комитета по рекламе и не убирают так надоевшие всем щиты?
- Невыгодно затеваться самому, - поясняет кратко бизнесмен, работающий на рекламном рынке Волгограда. - Ни для кого не секрет, что из всех видов рекламы "наружка" является самой неэффективной, она просто не работает. Это знают уже и специалисты по маркетингу и рекламе внутри компаний и специалисты рекламных агентств. Все это привело к тому, что за последний год рынок наружной рекламы сильно сжался. Моя фирма, например, с учетом этого тренда переключилась на оформление фасадов магазинов и точек продаж в торговых центрах, изготовление вывесок. В итоге нам просто не нужно такое количество билбордов и других конструкций. Но убирать их своими силами - слишком хлопотно, надо нанимать спецтехнику. И мне это обойдется дороже, чем городу. Когда все эти фирмы выходят на аукционы, они играют на понижение. В итоге в муниципальных контрактах стоимость услуг по сравнению с рыночной занижена. Даже с учетом компенсации судебных издержек и административного штрафа.
За установку незаконных рекламных конструкций налагается штраф от 100 до 500 тысяч рублей, но это только в отношении юридических лиц. На рекламном же рынке работают не только юрлица (они-то, кстати, более или менее стараются соблюдать требования законодательства), но и индивидуальные предприниматели. А там штрафы куда меньше.
В июле депутаты Волгоградской гордумы утвердили новые правила распространения наружной рекламы. Теперь ими закреплено, что схему размещения определяет комитет по рекламе администрации города. Новая схема практически готова. Новшества коснулись и требований к самим рекламным конструкциям, прежде всего к их безопасности. Так, теперь нельзя размещать транспаранты-перетяжки над проезжей частью - они мешают обзору. А внешний вид рекламных конструкций должен "соотноситься с архитектурным обликом сложившейся застройки" - требование здравое, но пока непонятно, кто и как будет определять это "соотношение". Еще одно важное нововведение - договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций будут заключать не в результате конкурса, а на аукционе. Депутаты надеются таким образом уйти от коррупции, а благодаря сдаче рекламных объектов в аренду - пополнить бюджет города.