Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган рассчитывает, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) получит большинство в парламенте, что позволит создать президентскую республику. Это позволит турецкому лидеру сохранить свои властные полномочия, которые у него были во времена премьерства, а также, по мнению властей, будет способствовать поддержанию стабильности в стране.
Администрация Эрдогана, похоже, делает ставку на то, что устраиваемые курдскими боевиками теракты заставят часть избирателей поддержать Партию справедливости и развития, и в результате она получит абсолютное большинство в парламенте, отобрав места у прокурдской левой Партии демократии народов (ПДН), представленной сейчас 80 голосами.
- Идет игра в зоне повышенных рисков, - считает глава Санкт-Петербургского центра исследований Ближнего Востока Гумер Исаев. - Предсказать правящей партии однозначную победу сейчас не возьмется никто. Вероятен расклад, при котором ПСР все же придется войти в коалицию, например, с Партией националистического движения, которую поддерживает значительное число населения. Создание президентской республики будет возможно, если на предстоящих 1 ноября выборах в парламенте действительно останутся только три партии, как это было до июня 2015 года, когда курды неожиданно преодолели 10-процентный барьер и вошли в законодательное собрание.
- Предположу, что курдская партия может быть запрещена в преддверии выборов, если власти поймут, что она все же проходит 10-процентный барьер, - считает тюрколог, доцент СПбГУ Александр Сотниченко. - Но даже если их партию не запретят, а они не наберут требуемого количества голосов, будут серьезные подозрения в неправильном подсчете голосов, что выльется в акции гражданского неповиновения на населенном преимущественно курдами юго-востоке страны, а также в Стамбуле. После победы на выборах в июне курды почувствовали свою силу и не готовы сдаваться без боя. В любом случае, по мнению Сотниченко, Турция находится в кризисном периоде своего развития и следует быть готовыми к политическим и экономическим изменениям, которые повлияют и на отношения с Россией.
Тем временем военное ведомство Турции подписало с Пентагоном техническое соглашение о противодействии террористической группировке "Исламское государство" (ИГ). Об этом заявил вчера министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Подробности документа не сообщаются. "Проведение этих операций находится полностью в компетенции военных ведомств", - сказал только Чавушоглу. Официальный представитель Пентагона Питер Кук, подтвердил эту информацию, и в свою очередь предположил, что речь идет о "полноценном участии" Турции в борьбе против ИГ. В частности, возможно участие турецких ВВС в воздушных операциях против боевиков.