Теперь же Вашингтон самоустранился, предоставив европейцам самостоятельно платить по счетам. В итоге сотни тысяч беженцев из созданных не без участия США "горячих точек" ищут убежища в Старом Свете. А главы государств ЕС, ранее многократно призывавшие к европейской солидарности, оказались не в состоянии договориться между собой, что делать с возрастающим день ото дня потоком мигрантов. Перед лицом этого кризиса Европа продемонстрировала свою беспомощность, а ее институты - бесполезность.
Как вернуть Старый Свет в число гигантов, определяющих будущее мирового развития? В статье "Китай - Россия: маргинализация Европы?", опубликованной газетой Le Huffington Post, бывший премьер Франции Жан-Пьер Раффарен предлагает свой рецепт европейского процветания. Прежде всего Раффарен советует европейцам обратить внимание на организацию БРИКС, которая "предоставляет странам-участницам возможность для дискуссий и плодотворную платформу для обменов".
"Отсутствие порядка в мире и война против терроризма должны объединять великие державы, - пишет Раффарен, - тогда как постоянная критика в адрес Москвы или китайского режима не способствует созданию благоприятного климата для улучшения отношений".
Вместо немецкого "равнения на Вашингтон" Раффарен предлагает французской дипломатии занять более сбалансированную позицию: "ни один из трех гигантов (Китай, США, Россия) никогда не должен обвинять Париж в том, что он занимает в отношении кого бы то ни было преференциальную позицию. Весьма любопытно, что, говоря о "треугольнике процветания", куда экс-премьер включил Европу, Россию и Китай, Раффарен исключил из него США. По Раффарену будущее Европы должно быть связано в первую очередь с Москвой и Пекином, которые также нуждаются в "сильной европейской Европе".
На фоне скрытого, а порой откровенного недовольства части политических элит Евросоюза проводимой Германией политикой, которая направлена на подчинение государств ЕС геополитическим планам Берлина, Раффарен закономерно призывает французских политиков к большей инициативности. По его словам, "Франция не может позволить себе лишиться реальных стратегических партнеров на случай возникновения кризисов в будущем". Показательно, что ни Германию, ни Соединенные Штаты Раффарен в качестве перспективных партнеров не рассматривает. Тогда как с Россией и Китаем у Франции достаточно много общих интересов и схожих взглядов, в том числе на ситуации в третьих странах.
Статья Жан-Пьера Раффарена, как и опубликованный ранее в газете "Монд" материал бывшего руководителя Еврокомиссии Романо Проди, вновь продемонстрировала нежелание значительной части европейских государств становиться придатком немецкой политики. И Рафафрен, и Проди считают, что оппозицию Берлину могли бы возглавить Франция и Италия.
В свою очередь, наблюдая за тем, как миграционный кризис растаскивает Европу по отдельным "квартирам", в Берлине рассчитывают укрепить свои позиции за счет приема в ЕС новых членов. Они, по замыслу Германии, проявят благодарность немцам за досрочное попадание в Европейский союз и поддержат Берлин в его начинаниях. Причем на место в единой Европе смогут претендовать страны, которые могли надеяться на вступление лишь в очень отдаленной перспективе. Но теперь, когда финансовый кризис в Европе дополнился кризисом миграционным, канцлер Германии Ангела Меркель срочно проводит мобилизацию сторонников Берлина, обещав в ходе визита на Балканы поддержать вступление в ЕС новых государств.
Но если Германия видит Европу в качестве младшего партнера Соединенных Штатов, то экс-премьер Жан-Пьер Раффарен предлагает Европе занять место равноправного партнера в треугольнике Россия - Китай - Европа. Причем, размышляя над тем, что в этом треугольнике объединяет Россию и Китай, экс-премьер обращает внимание, что обе страны помимо общих интересов в сфере экономики и безопасности критикуют стремление США править миром и главное - оказывать влияние на позиции Европы, что идет вразрез с российским и китайским видением многополярного мира. И Раффарен предлагает Парижу занять аналогичную позицию.
Мэр итальянского города Монте Арджентарио Артуро Черулли отказался подчиняться давлению из Рима и размещать беженцев на вверенной ему территории. Будучи итальянцем, много лет назад принявшим ислам, мэр утверждает, что в его городе нет физического места для прибывших иммигрантов из Северной Африки. "Мы не хотим здесь видеть беженцев, поскольку мы даже не знаем, где их разместить", - подчеркнул 60-летний Черулли. Учитывая религиозную принадлежность Артуро Черулли, многие его оппоненты упрекают градоначальника в отсутствии гостеприимности по отношению к своим братьям-мусульманам. Черулли объясняет: "Религия здесь ни при чем. Я говорю как мэр. Пусть лучше все эти левоцентристские интеллектуалы, которые меня критикуют, впустят этих людей в свои шикарные виллы".
Подготовила Нива Миракян, Рим