Возможность для этого дает сетевое взаимодействие, которое становится необходимостью для современной школы. Почему? Во-первых, интерес к учебе у нынешних школьников надо всячески поддерживать. И тут все способы хороши. Во-вторых, это экономия ресурсов. Зачем школе строить спорткомплекс, если уроки физкультуры можно проводить в близлежащих бассейнах и на катках, занятия по биологии - на опытных станциях, физику и астрономию - в планетарии или обсерватории. Скажем, уроки по Пришвину в подмосковных школах произведут гораздо большее впечатление в доме-музее писателя в Одинцово. О сказках Пушкина интереснее рассказывать не в классе, а в музее-усадьбе Захарово, где, кстати, до сих пор живут потомки Арины Родионовны, о войне 1812 года - в Бородино.
Практически в любом уголке страны есть возможности для такого сотрудничества. Но пока нет четкого представления, как может выглядеть модель сетевой школы. Не ясно, как оплачивать труд учителя, если он вместо одного урока пробыл в музее, допустим, три часа? Ставить ли оценки на мастер-классах? Как директору школы отчитываться перед бухгалтерией за пленэр? Кто, собственно, будет вести занятия - учитель, экскурсовод, научный работник, тренер? Будут ли соответствовать требованиям стандарта сетевые уроки?
В школе Международного детского центра "Артек", где только что началась первая учебная смена в этом году, проходит апробация сетевой модели.
- В классах дети будут проводить не больше 4-5 часов. Остальное время - занятия в музеях, студиях, экскурсии, мастер-классы, квесты, лекции в рамках сетевого партнерства, - рассказала директор школы Наталия Царькова. Сейчас разрабатываются особые образовательные программы, которые учтут возможности и школы, и ее партнеров. Как все это будет выглядеть? Урок по сказкам Пушкина - не в душном классе, пусть и с видом на море, а под тем самым дубом из Лукоморья. Дуб, между прочим, в Гурзуфском парке действительно раскидистый, и находится возле усадьбы, где юный Пушкин гостил вместе с Раевскими в доме дю Ришелье.
Рядом - гостевые дома, которые в конце XIX века построил для царской свиты бывший крепостной Губонин. Тут бывали Шаляпин, Маяковский, Горький, Мицкевич - вот и урок литературы начала XX века. Во время войны здесь располагался немецкий госпиталь, и вам обязательно покажут знаменитый фонтан Рахиль. Местные в те годы называли его Гречанка и тем самым спасли от разрушения... Военная история - вообще отдельная увлекательнейшая тема для школьников с 7 по 10 класс.
- Я готова помогать школе проводить уроки изобразительного искусства, пленэры, - говорит руководитель мемориальной комнаты дома творчества Коровина Марина Забродская. Готов к сотрудничеству и директор дачи Чехова Алексей Костюченко. Правда, дача - миниатюрная и разместить сразу 20-25 человек будет непросто. Но можно делить класс на две, три группы. Есть еще одна сложность: к домику ведет крутой спуск, в двух шагах - скалы и море, и в плохую погоду проводить занятия тут невозможно. Так что дача Чехова может быть в расписании не круглый год.
- Хотелось бы, чтобы в рамках уроков истории ученики участвовали в раскопках, которые идут сейчас в Херсонесе, Саках, Балаклаве. Но это все же далеко от нас, ищем другие варианты, - пояснила директор школы Наталья Царькова. - Оценок на таких занятиях, скорее всего, не будет. В сетевой школе может быть и безоценочная система, тут важно портфолио, сертификаты, защита проектов, которые выполняют ученики.
Между прочим, уроки литературы в музее Пушкина уже начались. Пока что - для артековцев-старшеклассников. Но сотрудники музея говорят, что готовы вести занятия и для начальной школы: и помещения, и методические разработки есть.
Конечно, педагоги пока будут разрабатывать программы, учитывающие, что дети к ним приезжают на 21 день, а не на весь учебный год. Как и где Пушкин начал писать "Кавказского пленника", а Чехов - " Три сестры" надо будет рассказывать каждой смене, где есть восьмые или десятые классы. По словам директора лагеря Алексея Каспржака, в ближайшее время могут открыться и круглогодичные смены и тогда рамки эксперимента значительно расширятся. В итоге должны появиться не только особые программы, которые подходят школам в больших лагерях или санаториях, где дети находятся небольшое время, но и конкретные рекомендации всем остальным школам, как строить сетевое взаимодействие.