15.09.2015 00:41
Экономика

Сотрудничество госкомпаний с малым бизнесом признали недостаточным

Сотрудничество госкомпаний с малым бизнесом признали недостаточным
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - Инновации: №36 (1015)
За три года реализации программ инновационного развития (ПИР) госкомпании показали значительное повышение доли инновационной продукции в общем объеме: с 15,4% в 2011 году до 27,1% в 2013 году. В абсолютном выражении объем реализованных инновационных товаров (работ, услуг) вырос за этот период почти втрое - с 250 до 736 млрд руб., отмечается в докладе, подготовленном НИУ ВШЭ.
Читать на сайте RG.RU
Для малого и среднего бизнеса откроется рынок заказов госкомпаний

Растут также объем и доля экспорта инновационной продукции в выручке госкомпаний. Последний показатель вырос с 5% в 2011 году до 9% в 2013-м, а объем инновационного экспорта увеличился в 3,2 раза - с 76 до 247 млрд руб. Как отмечают эксперты, подобная динамика практически полностью обусловлена внешнеэкономической деятельностью ряда компаний, в частности, авиа- и судостроения, атомной промышленности.

ПИРы большинства госкомпаний содержали мероприятия по расширению кооперации с инновационным малым и средним бизнесом. Среди направлений сотрудничества - увеличение закупок новой продукции (технологий, услуг) у российских малых и средних предприятий. Однако, как отмечается в докладе, активность госкомпаний в этой сфере пока остается достаточно низкой.

"Задача по развитию взаимодействия крупнейших государственных предприятий, реализующих программы инновационного развития (ПИР), с малым и средним инновационным бизнесом стояла еще при разработке первых требований к указанным программам, утвержденных Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям в 2010 году. Однако пока в этой части успехи не так велики, как хотелось бы", - отметил директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Михаил Голанд. По его словам, самым частым направлением сотрудничества остается заказ у МСП высокотехнологичной продукции или услуг по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Другие направления, в том числе передача МСП производственных функций (аутсорсинг), инвестирование в инновационные МСП, создание инфраструктуры поддержки инновационных компаний, распространены значительно меньше. При этом доля заказа продуктов и услуг у малого и среднего бизнеса в крупных компаниях невелика и редко превышает 10%.

Госкомпании ускорят работу по принятию программ инновационного развития

У такой ситуации есть объективные причины, добавил эксперт. В ряде отраслей (например, космической, авиационной) малый и средний бизнес исторически развит слабо - в силу требований по наличию определенных лицензий, существованию значительного эффекта от масштаба производства. "Примером может служить деятельность компании ОАК, - рассказал Голанд. - Она прилагает массу усилий для развития сети поставщиков, но выбор компаний, способных качественно выполнить заказ, все равно очень мал. Другая объективная проблема - повышенные риски при сотрудничестве с предприятиями малого и среднего бизнеса, в том числе связанные с невозможностью предоставления гарантий по обязательствам в должном объеме". По словам эксперта, малые компании порой просто не способны предоставить те же условия заказчику по цене и качеству, как крупный бизнес, и проигрывают в конкурсах.

"Есть и субъективные проблемы, - добавил Голанд. - Их решение может повысить эффективность госкомпаний за счет расширения сотрудничества с малым и средним бизнесом. Прежде всего важно добиться максимальной прозрачности конкурсов, снижения для небольших предприятий транзакционных издержек при работе с закупками крупных корпораций (за счет снятия избыточных требований) и широкого распространения информации о планируемых закупках".

Среди приоритетов ПИР госкомпаний сегодня множество направлений. Например, ПИР РусГидро на 2011-2015 годы с перспективой до 2021 года включает в себя проекты, повышающие безопасность и надежность эксплуатации энергетических объектов, а также проекты, направленные на продление срока службы оборудования. "Программа также включает в себя разработки в области новых видов генерации и проекты, связанные с повышением энергоэффективности производственных процессов, в том числе повышения эффективности существующих технологий генерации и снижение потерь электроэнергии, тепла, воды", - рассказала заместитель директора департамента по связям с общественностью РусГидро Елена Вишнякова.

О реализации ПИР в 2014 году недавно отчиталась "Роснефть", чей совокупный объем финансирования инноваций за прошлый год составил более 170 млрд руб., в том числе НИОКР - 33,2 млрд руб. Большая часть расходов на НИОКР была направлена на испытание и внедрение ранее разработанных технологий. Инновационная деятельность компании направлена на наращивание интеллектуального и технологического потенциала за счет собственных передовых разработок, взаимодействия с ведущими вузами страны и институтами РАН, а также создания совместных исследовательских центров с международными компаниями. Значительное внимание уделяется развитию нормативно-методологической базы инновационной деятельности. Сегодня в компании ведется работа по актуализации ПИР на 2016-2020 годы.

Комментарий

Елизавета Васина, управляющая по инвестициям РВК:

Корпоративные венчурные фонды являются признанным в мире эффективным механизмом реализации стратегии инновационного развития крупными компаниями. Подтверждением этому, например, является доля корпоративных венчурных инвестиции в размере около 10% на  совокупном рынке венчурных инвестиций США. Понимая это, РВК ведет работу по продвижению этого механизма в России.

Полезность данного механизма все больше осознают и российские частные компании. Именно поэтому среди фондов с участием капитала РВК есть два примера  фондов, создаваемых с участием частных корпораций с существенным объемом инвестиций. Что касается государственных компаний, с точки зрения сложностей, которые стоят перед ними при рассмотрении вопроса создания корпоративных фонда, мы видим два основных вопроса: целеполагание корпоративного фонда и его инвестиционной стратегии для конкретной компании и технические сложности встраивания таких инвестиционных механизмов в существующую систему управления и регулирования корпораций. В связи с этим мы запустили проект, в рамках которого мы оказываем экспертную поддержку корпорациям в прохождении пути по созданию фонда, начиная с этапа формирования бизнес-модели фонда, которая наилучшим образом позволит корпорации достичь цели в области инновационного развития.

Инновации Малый бизнес