Эффект дядюшки Сэма
В конце прошлого года, когда курс рубля резко упал (евро усилиями спекулянтов превысил психологическую отметку в 100 рублей), многие россияне решили вложить свободные средства в импортные товары - в бытовую технику и автомобили. Логика потребителя была простой: бери, пока не подорожало. Торговые компании заявили тогда о беспрецедентных объемах продаж. Нынешний, летний виток девальвации прошел куда спокойнее: люди то ли уже потратили все свободные средства, то ли ждут закономерного роста рубля. Но факт остается фактом: в первой половине года продажи резко упали. По некоторым оценкам, автомобильный рынок России пострадал сильнее всех остальных сегментов. Так случилось, например, в Адыгее. В крошечной республике за пару месяцев сократили порядка 200 сотрудников автосалонов.
Конечно, спад не такой сильный, как в Европе или, скажем, на Украине (по данным ассоциации автопроизводителей Украины "Укравтопром", за восемь месяцев 2015 года в стране продано почти на 63 процента машин меньше, чем годом ранее).
Более того, несмотря на общее падение спроса, автомобильный рынок России даже сумел подняться с пятого на второе место в Европе по количеству проданных автомобилей. Согласно данным "Автостата", лидером в реализации автомобилей в августе остается Германия, где было продано 226,3 тысячи авто. В России - 129 тысяч, но это без учета легкого коммерческого транспорта. Тем не менее, согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, с января по июль включительно в Россию ввезено легковых автомобилей на 3,9 миллиарда долларов. Это примерно на 53 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Импорт грузовых автомобилей просел еще больше, на 74,9 процента, до 10,7 тысячи машин, общей стоимостью 46489 миллионов долларов.
- Я не вижу предпосылок к тому, чтобы рынок восстановился в течение ближайших месяцев. Может быть, даже пары лет, - говорит сотрудник дилера "Датсун" в Ростове, уволившийся в августе по собственному желанию. - Фактически продажи остановились. Руководство удерживало. Они считают, что к Новому году продажи восстановятся. Но я в это не верю.
Быстрее, больше, дороже
- У каждого производителя своя стратегия. Например, "Ситроен" поднял цены на шесть процентов. "Рено" пока всего на два-три процента, но ожидается еще одна волна повышения ближе к зиме. Они делают это постепенно. "Киа" предупредил, что новая партия осенью придет по новым ценам, - рассказывает заместитель гендиректора крупного южного дилерского центра Дмитрий Миронов.
Дорожают не только "полностью импортные" марки и модели, но даже те, которые собираются в РФ. Например, "Киа Рио" (сборка в Калининграде), "Ситроен С4" (седаны, Калуга) и так далее. Дилеры объясняют это просто: комплектующие все равно в основном завозятся из-за рубежа. Хотя есть прямая связь: чем меньше локализация модели в России, тем заметнее повышение цен. По словам технического директора компании "Дервейз" (собирает в Карачаево-Черкессии китайские "Лифаны", "Черри" и "Джилли"), азиатские партнеры пока цены не повышали. На фоне первой волны девальвации в СМИ прошли слухи, что завод может сменить прописку или вовсе закрыться, однако представитель компании их опроверг.
- Ситуация не самая благоприятная для рынка, однако мы работаем. Ни о каком закрытии речь не идет, - сказал он.
На этом фоне многие автолюбители возмущены подорожанием российских авто. Как сообщает аналитическое агентство "Автостат", с начала года Автоваз уже трижды поднимал цены. В последний раз они выросли
с 1 августа в среднем на четыре процента. По данным агентства, самая продаваемая в России машина Lada Granta сейчас стоит от 348 тысяч рублей. С начала года ее минимальная цена увеличилась на 11,7 процента и с учетом сентябрьского повышения удорожание может составить 15 процентов, сообщили аналитики агентства.
- С какой стати дорожают российские машины? Откуда брать такие деньги? - жалуются пользователи на многочисленных интернет-форумах.
По мнению опрошенных "РГ" автодилеров, на небольшом отрезке времени рынок могут поддержать сельхозпроизводители - в нынешнем году выдался хороший урожай, и приемлемые цены на зерно. Ожидается, что осенью на "богатеньких фермеров" придется до половины всех продаж. Правда, что будет в среднесрочной перспективе, после того как аграрии уйдут на зимние каникулы, уже никто не берется судить.
Деньги на капот
По словам Миронова, на российский авторынок повлияло сразу несколько негативных факторов. На фоне снижения курса рубля и покупательской способности россиян в конце лета прекратила работу программа утилизации автомобилей, "а она оказывала рынку серьезную поддержку".
- Люди мало покупают машины вот так запросто, за наличку. Это либо кредит, либо государственная программа утилизации, либо программы трейд-ин, рассрочки и так далее. Что случилось сегодня? Доходы многих упали. Банки подняли ставки по кредитам, да и получить деньги уже тоже непросто, - описывает ситуацию на рынке предприниматель Сергей, занимающийся перепродажей подержанных авто. Он оставил цены на продаваемые авто без изменений. Некоторые его коллеги подняли цены на "бэушные" машины, но, по его мнению, это неверный ход. - Повышения доходов населения пока не будет, а это значит, что сам рынок будет подталкивать к снижению цен на подержанные иномарки. Пока они будут пытаться нажиться на росте цен и не продадут ни одной машины, я заключу несколько хороших сделок до конца года.
Те люди, которые хотели купить авто в этом году, но еще этого не сделали, встали перед дилеммой, покупать сейчас или подождать отскока курса. Покупать новую машину или дождаться хороших предложений на рынке подержанных иномарок?
Эксперты высказывают полярные мнения, и у каждого - свои аргументы. Но большинство все же склоняется к тому, что, если вы запланировали такую покупку, лучше сделать ее как можно раньше.
- Если у вас есть не только желание, но и возможность купить автомобиль, то лучше использовать ее сейчас. По той простой причине, что очень сложно спрогнозировать, что будет в дальнейшем, - говорит ведущий аналитик "Автостата" Азат Тимерханов. - К тому же еще не все компании повысили цены. Так, лидеры рынка среди иномарок - корейские Hyundai и KIA - официально о таких планах не заявляли. Но они традиционно делают это в последнюю очередь, после того как свои цены скорректируют конкуренты. Также пока не заявляли о повышении цен Volkswagen и Skoda. Можно перечислить еще ряд компаний, но из-за девальвации рубля повышения цен им вряд ли удастся избежать.