При этом значительная часть домов на протяжении уже четырех месяцев остается без централизованного управления. И как таковой конкуренции среди предпринимателей за "свободный" жилой фонд не наблюдается. По данным Челябинского УФАС, причина кроется в ее ограничении органами местного самоуправления, которые при составлении конкурсной документации не учитывают требования к выполнению обязательных и дополнительных видов работ и услуг.
- Конкурсы по выбору УК существенно отличаются от других видов торгов: на них не распространяются требования голландского аукциона, когда участники поступательно понижают первоначальную стоимость лота, - говорит заместитель руководителя Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина. - В данном случае администрацией формируется два перечня работ - обязательный и дополнительный, и выигрывает та компания, которая сможет предложить наибольшую стоимость именно по дополнительным услугам ЖКХ. Что происходит у нас? Перечни зачастую дублируют друг друга, и выигрывает компания, первой подавшая заявку на торги.
Причина таких нарушений - неправильная трактовка законодательства органами местного самоуправления, которые при размещении конкурсной документации копируют обязательный перечень услуг, подменяя им дополнительный. В лучшем случае - увеличивают объем работ и их периодичность.
- К примеру, указывают в конкурсной документации в виде допуслуги уборку от наледи каждый день, тогда как УК и без того обязаны не реже одного раза в три дня очищать дворы ото льда. Таким образом просто меняется периодичность обязательных услуг, проконтролировать ее соблюдение собственникам жилья в дальнейшем крайне сложно, - поясняет Наталья Сапрыкина.
Конкурсы, где перечни услуг ЖКХ сформированы "под копирку", Челябинское УФАС отменяет, так как вольная трактовка закона о контрактной системе ограничивает конкуренцию среди компаний на рынке жилищно-коммунальных услуг и обеспечивает легкую победу той компании, которая оказалась проворнее, поспешив оформить заявку.
По словам заместителя директора ООО УК "Урал-Сити" Натальи Коваленко, сегодня преобладает формальный подход к проведению конкурсов: коммунальщики не могут сами расширять перечень дополнительных услуг, предлагая собственникам квартир наиболее выгодные условия сотрудничества, как это было до внесения изменений в федеральное законодательство.
- Нужен иной подход к проведению конкурсов в сфере ЖКХ, - убеждена Наталья Коваленко. - Раньше компания в ходе торгов сама формировала перечень допуслуг, сегодня это делают местные органы власти, которые в последнее время внесли в него значительные корректировки, расширив список видов работ. Хотя от этого конкуренция все равно не повысилась, ведь та компания, которая хочет выиграть, просто заявляет максимальную стоимость.
В результате "ничейные" дома переходят в ведение не самых рентабельных компаний, которые стремятся расширить географию обслуживания лишь для того, чтобы хоть как-то компенсировать неплатежи населения. Чтобы не попасть под управление ненадежного предприятия ЖКХ, собственникам жилья необходимо проявить активность и самим выбрать управляющую компанию, считает коммунальный омбудсмен Челябинской области Анатолий Вершинин.
- Самый действенный способ в этой ситуации - определиться со способом управления в многоквартирном доме, не дожидаясь проведения торгов, - говорит он. - Жилищный кодекс РФ предусматривает, что все решения принимаются на общих собраниях собственников жилья, поэтому жителям выгоднее самим искать УК, договариваться об объеме, видах работ и их очередности.
Между тем
В первом полугодии 2015 года в отношении органов местного самоуправления Челябинской области возбуждено шесть дел о нарушениях антимонопольного законодательства в связи с тем, что при сдаче многоквартирных домов в эксплуатацию не проводятся конкурсы по отбору УК, как положено, в течение 20 дней. В Снежинске и Миассе выявлены случаи передачи нового жилфонда в ведение муниципальных предприятий ЖКХ вообще без конкурсов.