В этом "санкционном коктейле", который утвердил президент Украины Петр Порошенко, среди 388 физических лиц из 24 государств и 105 концернов и предприятий, оказались не только политики и многочисленные российские и иностранные журналисты, но также преподаватели провинциальных сельскохозяйственных университетов, донские казаки. Всем этим лицам, по задумке официального Киева, запрещен въезд в страну на год. Кроме того, на Украине будут заблокированы их активы если таковые будут найдены.
Вчера в российский МИД был приглашен временный поверенный в делах Украины в РФ Руслан Нимчинский, которому был выражен решительный протест в связи с очередным недружественным актом украинской стороны. "Москва вправе рассчитывать на развернутые разъяснения по поводу этого решения, которое мы считаем одиозным. Подобные провокационные действия официального Киева не способствуют нормализации российско-украинских отношений и подрывают реализацию Минских соглашений от 12 февраля", - заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Об откровенных "ляпах" в санкционном списке следует упомянуть особо. Например, составители внесли в перечень "невъездных" погибших, например, легендарного командира ополчения Донбасса Алексея Мозгового, и даже псевдонимы журналистов. На этом фоне ошибки в указании должностей людей в списке выглядят досадной "школьной" помаркой. Под санкции Украины попали журналисты латвийской газеты "Вести сегодня" Эдуард Эльдаров, Владимир Бучельников, Эрика Ругальская и бывший депутат Сейма Латвии Николай Кабанов. Парадокс ситуации заключается в том, что лишь Кабанов является реальным человеком, остальные - это редакционные псевдонимы. В список внесены и две несуществующие авиакомпании. Видимо, составителям украинских санкционных списков не давали покоя лавры Гоголя с его историями про "мертвые души". Вот они и решили их переплюнуть...
В редакции латвийской газеты язвительно пошутили, что "польщены вниманием со стороны президента Украины". Похоже, что Киев при составлении списка хотел внести в него кого ни попадя, а чиновники, не задумываясь, и ничего не проверяя просто "выдергивали соответствующую фактуру из интернета". Фигурант "списка" Николай Кабанов не зря сказал: "Такое впечатление, что список составлялся "левой ногой". Как справедливо отметили политики и эксперты, логики в составлении списка абсолютно не прослеживается.
Пытаясь войти по красной дорожке в цивилизованную Европу, Киев сел в самую настоящую "лужу". В санкционном списке оказались сразу три корреспондента BBC - сотрудники, базирующиеся в Москве, корреспондент немецкой газеты Die Zeit, испанский журналист из El Pais. Этим людям, которые свободно работали в любой части планеты, включая горячие точки, запретили въезд на территорию Украины. Реакция западных политиков и СМИ последовала незамедлительно. Киеву, как нашкодившему школьнику, тотчас "дали по рукам".
Еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан, выразив свои "удивление и обеспокоенность", заявил, что подобное поведение украинских властей - "не в европейском духе". Санкции против журналистов осудили в ОБСЕ, где отметили, что такие действия являются серьезной угрозой для права журналиста свободно собирать информацию. "Введение более широких ограничений, которые препятствуют свободному передвижению журналистов, - это не способ обеспечения безопасности", - заявила представитель по вопросам свободы СМИ в ОБСЕ Дуня Миятович. В Старом свете властям Украины дали четко понять, что свобода слова - незыблемый приоритет европейских ценностей. И ее лучше не трогать.
Внесение собственных сотрудников в список нон-грата Киева тут же стало одной из центральных тем сюжетов на BBC. Реакция руководства телерадиовещательной корпорации было крайне жесткой. "Это постыдное нападение на свободу СМИ. Эти санкции - абсолютно неуместные и непонятные меры против журналистов BBC, которые освещают ситуацию на Украине беспристрастно и объективно, и мы призываем украинское правительство немедленно исключить их имена из списка", - заявил главный редактор отдела международных новостей канала Эндрю Рой.
А что же Киев? С утра, когда, как говорится, "проспались", с сайта президента Украины исчез сам список, вывешенный там в среду. А потом украинские власти взяли под козырек, когда на них обрушилась "тирада из Лондона". Порошенко, пойдя на попятную, дал указание убрать из списка журналистов разгневанной BBC. В свою очередь, министр информационной политики Украины Юрий Стець "оперативно" намерен инициировать исключение из этого списка представителей СМИ, которые попали в него.
Вся эта киевская суета, в общем-то, подтвердила мысль, которую вчера высказывали многие эксперты: к киевскому списку нужно относиться не иначе как к "филькиной грамоте".