20.09.2015 20:25
Культура

Московский ансамбль "Мзиури" взял приз на Кубке мира по бальным танцам

Детский ансамбль "Мзиури" возрождает грузинские обычаи
Текст:  Андрей Васянин Сергей Михеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №211 (6782)
Московский детский ансамбль грузинских танцев "Мзиури" прошедшим летом праздновал большой успех - третье место на Кубке мира по бальным танцам в Бухаресте. Большой, но не первый: год назад на Кубке в Португалии картули в исполнении столичных школьников уже поставил их в тройку лучших детских ансамблей мира.
Читать на сайте RG.RU
Детский ансамбль "Мзиури"

- Картули - танец к свадьбе, жених приглашает невесту, - объясняет руководитель "Мзиури" Тенгиз Квеквескири. - Мужчина тут сама учтивость и благородство, он прямо держит спину, высоко голову, ноги при этом отрабатывают гасвла, он исполняет все свои соло, потом себя показывает невеста. И в конце танца они уже вместе, близко друг к другу.

Курганские умельцы обучат земляков работе с "композитной берестой"

...Гасвла - традиционный шаг грузинского танца, первое па, которое разучивают новички: "пятка-носок" на полном ходу, выброс ноги вперед, и все по новой. Уследить за ногами невозможно, очень уж стремительно круговое движение, с которого всегда начинается разминка танцоров. В круге все, и самые старшие, восьми-, девятиклассники, и совсем маленькие ребята. "Мзиури" собрался в актовом зале гимназии 1538 московского Митино на первое занятие после летних каникул. Тенго-мас, как обращаются к нему ученики ("мас" по-грузински учитель) пока нестрого смотрит на то, что у некоторых, например, не очень выходит менять пятку с носком. Вот один малыш что-то совсем сбился с ритма - и парень постарше, увидев это, тут же отошел с ним в сторону - отрабатывать па.

Это традиция кавказских танцевальных ансамблей - когда ошибка младшего ученика невелика, ее поручают исправлять старшим ученикам, учитель вмешивается только в сложных случаях. У самого же Тенгиза и в сухумских коллективах в школьные годы, и в Тбилиси, куда он уехал в начале 90-х и прошел отбор в Ансамбль народного танца Грузии под началом Нины Рамишвили и Ильи Сухишвили, учителя были строже некуда. "За опоздания, неполную отдачу на репетициях нас и ругали, и палками по ногам-рукам прохаживались", - вспоминает Квеквескири. Объехав с легендарным коллективом полмира, он неожиданно в середине 90-х закончил карьеру танцора - годы были непростые, семье надо было выживать. Тенгиз зарабатывал концертами, выступал на свадьбах и днях города, пока из Москвы не позвонили друзья: появилась возможность учить детей, о чем он всегда мечтал, собрать собственный коллектив.

В Новом Манеже откроется масштабная выставка народных промыслов

...В "Мзиури", конечно, все не так строго, как это было в Тбилиси. В ансамбль Сухишвили - Рамишвили отбирали пять человек из ста, а Квеквескири, как педагог дополнительного образования в гимназии, берет всех. Даже ребятам, у которых нет особых талантов, он дает время на то, чтоб у них все же выявились слух и чувство ритма. И у многих не желающих отставать от сверстников и вправду вдруг обнаруживаются эти таланты - особенно, если Тенго-мас берет дело в свои руки.

- Кавказский танец сложен, и в нем нет мелочей. Я отрабатываю с каждым каждое движение, вплоть до улыбки, поворота головы, положения рук - пока не начнет получаться, - говорит Тенгиз. - Мы изучаем с новичками по 3-5 новых элементов за занятие, и ребята должны еще дома их отточить, чтоб показать мне на следующей тренировке результат.

Начавшись разминкой, тренировки ансамбля нередко заканчиваются уже за пределами школьного двора - ученики не отпускают учителя до самой машины. Грузинские традиции, культура, древние обычаи - вот темы этих бесед. Выросший в старинной артистической семье Тенго-мас взял за правило после занятий рассказывать ребятам о том, что знает от родителей - о том, почему, например, древний танец Царицы Тамары самайя всегда танцуют три девушки в трех разных образах.

Чтоб станцевать кавказский танец - а в репертуаре "Мзиури" хореография и дагестанская, и чеченская, и других горских народов - надо не просто помнить, что, скажем, в абхазском танце ты практически не встаешь с колен, а в аджарули надо, забыв про резкость и эмоции, двигаться плавно и не спеша.

В Белгороде показали творчество городов-побратимов

- В танце главное - характер, нет характера - нет танца. - Девятиклассник Эрни Лезгишвили за два года, прошедших с тех пор, как отец привел его в ансамбль, вырос в едва ли не лучшего его солиста и первого помощника Тенго. - Если просто выучить движение, то это одно, а если ты с душой все делаешь, то и боли не замечаешь, хоть со всего размаху на колени падай.

После победы на первенстве России ансамбль начал этим летом готовиться к Кубку мира. Перед Квеквескири встала сложная задача - уместить 10-минутный грузинский танец с тридцатью танцорами от мала до велика в 4 минуты по регламенту и выложить при этом все козыри "Мзиури". Он взял движения из разных танцев, разбавил их придуманными им самим элементами, а основой сделал резкий горский казбегури, и парни, одетые в бараньи папахи, перепоясанные кинжалами, прыгали "тройные тулупы" - и с них опускались на колени...

Характер в тот день проверялся у всех. На одной из последних перед выступлением тренировок-репетиций Лилит Бегджанян, одна из основных танцовщиц "Мзиури", упала и сломала ребро. Но это не помешало ей выйти и через сильную боль станцевать казбегури.

Народные промыслы Музыкальный театр Москва Столица