Участие налогового органа в процедуре банкротства опасно тем, что ФНС не считает свои ресурсы в деле возврата долгов. "Коммерческая компания всегда взвешивает свои затраты на привлечение кредитора к ответственности", - говорит арбитражный управляющий Иван Рыков. В случае если затраты на возврат долга превышают сам долг, коммерческий кредитор не станет инициировать банкротство должника. Налоговый орган не соотносит размер затраченных ресурсов с величиной долга, который вернется в бюджет. Последние годы в налоговых органах появились внутренние регламенты, которые предписывают не выходить инспекции в суд, если судебная практика по аналогичным делам складывается не в пользу налогового органа. Однако небольшой долг при положительной судебной практике не является основанием для отказа от банкротства должника.
У налогового органа есть большой объем информации о должнике, что позволяет вырабатывать взвешенную и аргументированную позицию в суде. "Даже если налоговая свою позицию пересмотрит, она может быть подхвачена другими участниками процедуры", - считает Евгений Зверев, партнер "S&K Вертикаль". И приводит пример дела, в котором налоговый орган сообщил арбитражному управляющему о выявлении кредитора, который проходит по сделке, и налоговый орган эту сделку считает недействительной. "Инспекция заявила возражения в суд, которые были судом проигнорированы", - говорит Евгений Зверев. После чего налоговики решили, что вернуть деньги через признание сделки недействительной не удастся и позиция исчерпана. Но она была поддержана управляющим, который решил использовать выводы налогового органа в своей работе.
При этом Игорь Зиневич отмечает, что инспекции в процедуре банкротства совершают большое количество нарушений. "К самым типичным из них относятся нарушения процедур принудительного взыскания недоимки в бесспорном порядке; отсутствие доказательств наличия имущества у должника, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве", - перечисляет Игорь Зиневич. Кроме того, налоговики пропускают срок давности, за пределами которого привлечение должника к ответственности невозможно.