Он составляется ежегодно, в нем сравниваются показатели развития 60 крупнейших экономик мира за последний год. Рейтинг включает в себя 22 индикатора экономического состояния (рост ВВП, регуляторные риски, доступность финансирования, производительность труда и др.).
Несмотря на то что в этом году Россия занимает 55-е место из 60, она остается привлекательной для зарубежных компаний. Авторы объясняют это в первую очередь развитием финансового сектора - по этому показателю Россия поднялась сразу на 11 позиций. Выделяется сильная научная база и технологическая инфраструктура, увеличиваются расходы на НИОКР. В то же время слабыми местами остаются условия ведения бизнеса, конкурентная среда и правовые риски.
Однако эти показатели не ослабили оптимизма потенциальных инвесторов относительно перспектив выхода на российский рынок и расширения своего присутствия в регионе. По данным International Business Report сети Grant Thornton, лишь 12% опрошенных руководителей компаний, работающих в России или планирующих выйти на российский рынок в течение ближайшего года, называют валютные колебания причиной, которая может заставить их отказаться от ведения бизнеса в стране. Менее четверти (24%) указали, что на их решение отложить экспансию на российском рынке может повлиять отток капитала. В числе преимуществ отмечались возможность доступа к одному из крупнейших рынков, близость к ключевым клиентам и удачное географическое положение с точки зрения международных логистических цепочек.
"Российский рынок остается привлекательным просто в силу своей емкости, - подтверждает управляющий партнер компании Heads Александр Базыкин. - В стране огромное количество незакрытых ниш, причем в любом секторе экономики.
Большая часть потребностей граждан до последнего времени, да и сейчас, закрывалась именно импортными товарами. Санкции, конечно, негативно отразились на ситуации, но показателен, например, тот факт, что за период их введения ни одна немецкая компания не ушла с нашего рынка". По словам эксперта, текущую ситуацию западный бизнес воспринимает с осторожностью, доходы и, соответственно, расходы россиян упали. "Но власти, вводя санкции, дали понять, что западный бизнес вполне выручит локализация производства, чем сейчас крупные компании и занимаются, чтобы не терять свой бизнес здесь. В числе наиболее перспективных ниш - рынок комплектующих к автомобилям, в том числе грузовикам и спецтехнике, продовольственный рынок", - отметил Базыкин.
Аналитик Алена Афанасьева самым главным преимуществом российского рынка назвала низкую стоимость активов, что обусловлено и резкой девальвацией рубля, и внушительным обвалом фондовых активов за последние полтора года. По ее мнению, самая сложная и значительная фаза падения сырьевых активов, вероятно, пройдена, поэтому страна вполне может ожидать постепенную стабилизацию цен на нефть, что создаст солидный фундамент для продолжительного роста российского рынка.
Одной из самых привлекательных отраслей российской экономики будет оставаться нефтегазовый сектор, уверена эксперт. Отметила она и интересные активы в банковском секторе, так как масштабная зачистка и банкротство большого числа компаний создали возможности для более стабильных игроков увеличить долю рынка. "Можно обратить внимание и на секторы, которым большое внимание уделяет государство: оборонная промышленность и сельское хозяйство. Поддержка российских властей в виде госзаказов или субсидий создает условия для укрепления позиций отдельных компаний в условиях кризиса", - добавила Афанасьева.
По мнению аналитика Verum Option Александра Краснова, сейчас российский рынок не привлекателен для иностранных инвестиций из-за общих сложностей ведения бизнеса и высокого уровня коррупции на местах. "Ситуация омрачена еще и западными санкциями, наблюдается обратный инвестированию процесс - отток капитала, - отметил он. - Если же изучить те иностранные инвестиции, которые все-таки приходят в Россию, то наиболее популярными областями для инвесторов являются финансовый сектор и оптовая и розничная торговля. Таким образом, инвестор в большинстве случаев стремится занять те ниши, которые направлены на большую часть населения". Банковские услуги, розничная и оптовая торговля одеждой, продуктами, средствами гигиены - это те сферы, которые даже в условиях девальвации и рецессии будут оставаться на рынке.