Кроме того, законопроект предусматривает изменения в законе о персональных данных 152-ФЗ. Правообладатели лицензионного и свободного ПО должны будут предоставлять гарантии безопасности персональных данных при использовании этого ПО. Будут установлены механизмы сертификации и аттестации на класс защищенности. Одним из основных нововведений станет законодательное утверждение определений свободного ПО и лицензионного. Примечательно, что под СПО подразумеваются не только продукты с открытым кодом, но и с возможностью его изменения и свободного тиражирования.
Сейчас в России возникла непростая ситуация, связанная с использованием предприятиями, имеющими стратегический статус, и государственными органами зарубежного ПО. "Например, существует реальная угроза отключения систем видео-конференц-связи, которые используются в госпредприятиях и работают на основе зарубежных продуктов. Поэтому необходимо совершенствование системы закупок. До сих пор госструктуры продолжают закупать системы видео-конференц-связи у зарубежных компаний, вместо того чтобы поддерживать отечественные разработки, - рассказал заместитель председателя Госдумы Николай Левичев. - Уже сделаны первые шаги в сторону импортозамещения. В этом году минкомсвязь утвердила план импортозамещения ПО, а государственная программа информатизации предусматривает создание собственной платформы облачных вычислений. Но подходы власти к защите информации не системны. Планы перехода на свободное ПО в федеральных, бюджетных органах должны быть выполнены в максимально короткий срок. Правительство должно вести активную работу с госкорпорациями, размещать заказы у отечественных производителей. Успешность импортозамещения зависит от скоординированности мер властей".
По мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Алексея Чепа, проблема обеспечения информационной безопасности и противодействия внешним угрозам обострилась при введении санкций западными странами: "За последнюю неделю мы выдержали очередную атаку на сайт президента и на сайт центральной избирательной комиссии. Действительно, есть угроза вывода из строя систем видео-конференц-связи с помощью программы ликвидации. Это возможно благодаря закладкам, сделанным в кодах систем производителями. Устранение подобных угроз можно обеспечить, только используя отечественные продукты. От ИТ-специалистов также поступают сигналы об информационных атаках на Центральный банк. Сбои платежной системы могут привести к потере денежной ликвидности многих банков, которые сейчас сосредоточили на счетах ЦБ миллиарды рублей. Конечно, нам необходимо совершенствование законодательной базы. Эти инициативы должны обсуждаться на самом высоком уровне, нужно привлекать к работе депутатов всех фракций".
Кроме того, схемы использования зарубежного лицензионного ПО устарели. Сложившиеся в начале 1990-х годов практики формирования стоимости ПО основаны на стоимости лицензии - абонентской плате за установленное ПО в соответствии с количеством задействованных рабочих мест. Основные сервисы, завязанные на подобный подход (инсталляция программ, обновление версий, копирование справочной информации и т.д.), когда-то были привязаны к конкретным рабочим местам, а теперь переместились в облачную среду. По мнению ответственного секретаря Комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем Андрея Черногорова, упрощение процедур предоставления сервисов ведущими зарубежными разработчиками отечественным предприятиям никак не отразилось на снижении итоговой стоимости ПО: "В итоге сумма лицензионных отчислений зарубежным ИТ-компаниям российскими предприятиями сегодня в 5-6 раз превышает первоначальные затраты на внедрение ПО. Бюджетные потери, связанные с использованием устаревшей схемы лицензионного ПО, в 2014 году составили около 172 млрд руб. Даже в сложившихся условиях большинство западных ИТ-компаний не открывают российским заказчикам свой программный код, это тоже создает серьезную угрозу безопасности".
Наилучшей альтернативой использованию схемы лицензионного ПО эксперты считают использование свободного программного обеспечения (СПО) и облачной модели предоставления сервисов (SaaS). Уже существует положительный зарубежный опыт решения этой проблемы, в том числе КНР.
Законотворцы уверены, что использование СПО позволит повысить бюджетные поступления примерно на 125 млрд руб. в год и создать 300 тыс. новых рабочих мест. Общий экономический эффект оценивается в 500 млрд руб. в год. "Большинство существующих информационных систем имеют аналоги на СПО. Создание репозитория таких систем для госзакупок позволит локализовать большую часть бюджетных средств на территории РФ, а не отправлять их за рубеж. Также использование СПО способствует созданию новых рабочих мест. Очевидно, что наиболее квалифицированные ИТ-кадры сегодня выкупаются зарубежными центрами исследований и разработок. Если у специалистов появится альтернатива, большинство предпочтет остаться на родине, - отметил Андрей Черногоров. - Госсектор уже начал движение в сторону СПО. Сейчас примерно 37% госпредприятий запустили собственную программу импортозамещения. В Бразилии более 90% госорганов работает на свободном ПО, в Евросоюзе разработана собственная открытая лицензия, под которой идет распространение свободного ПО. Все это позволит государствам быть более технологически независимыми".