Причина, вероятно, и в скудном освещении акции, и в нежелании горожан пересаживаться с автомобилей на другие виды транспорта.
Количество машин в области растет, и на примере Екатеринбурга это особенно заметно: с каждым днем выбраться из отдаленных районов в центр становятся все сложнее, и никакое повышение стоимости бензина этому не помеха. По данным свердловского ГУ МВД, в 2014 году в регионе было зарегистрировано 1,650 миллиона транспортных средств - на 14 процентов больше, чем в 2013 году.
В министерстве природных ресурсов и экологии подсчитали, что на долю машин уже сейчас приходится большая часть всех вредных выбросов. "Мы получаем положительную динамику от стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, но от подвижных источников - то есть автомобилей - ежегодный рост: порядка 0,08 процента в 2014 году в сравнении с 2013. В "натуральном" выражении - это 520 тысяч тонн выбросов", - говорит министр Алексей Кузнецов. В Екатеринбурге, например, на загрязнение от машин приходится около 88 процентов, в Краснотурьинске - 64 процента.
Роспотребнадзор ежегодно проводит мониторинг качества атмосферного воздуха как в целом по населенным пунктам, так и точечно по автомагистралям. Результаты исследований предсказуемы: процент городских проб, не отвечающих санитарным требованиям, составил чуть более одного процента, в то время как магистральные показатели в шесть раз выше.
"Несколько лет назад прохождение техосмотра забрали у ГИБДД и передали страховщикам, которым все равно, в каком состоянии машина, главное - полис продать. И если раньше большая часть машин проходила проверку, то сейчас с ОСАГО можно купить диагностическую карту. Все мы видим, в каком состоянии ездят автомобили - особенно грузовики и автобусы. Изношенность муниципального парка последних, кстати, составляет 70 процентов (эти машины старше 10 лет). Это дополнительно ухудшает экологию", - рассуждает председатель Комитета по защите прав автовладельцев Кирилл Форманчук.
Что можно сделать для улучшения ситуации? Уменьшить число автомобилей не получится - города растут, люди покупают машины - этот процесс необратим. Можно заняться пропагандой здорового образа жизни и стимулировать людей пересаживаться на велосипеды. Но это не так просто. В том числе, по объективным причинам. Екатеринбург не готов к тому, чтобы люди отказывались от личного транспорта и пересаживались на велосипеды. Первая причина - в почти полном отсутствии инфраструктуры. Вторая - в том, что велосипеды крадут, охраняемых парковок для них нет. Попытки свалить нежелание ездить на велосипедах на суровый уральский климат критики не выдерживают: в скандинавских странах, которые тоже не могут похвастаться круглогодичной комфортной температурой, велодвижение развито. Получается, инфраструктура - дорожки, парковки, системы хранения - влияет на популярность этого транспорта далеко не в последнюю очередь. В Екатеринбурге и сейчас есть энтузиасты, которые при правильной экипировке ездят на велосипеде и в минус тридцать.
"По нашим данным, общее количество велосипедистов прирастает: до 2014-2015 ежегодно увеличивалось вдвое. Конечно, люди не пользуются только велосипедом - они передвигаются и другими видами транспорта, но все реже и реже. Всего в Екатеринбурге - около 60 тысяч велосипедистов. Дорожки для них хоть и медленно, но все-таки появляются", - говорит председатель межрегиональной общественной организации "Вело-Город" Константин Мочалов.
Пока велосипеды входят в жизнь горожан, для улучшения воздуха можно и нужно увеличивать зеленые площади в муниципалитетах. Снизить нагрузку на атмосферу в населенных пунктах может и обустройство развязок, кольцевых дорог, грамотная транспортно-логистическая политика. Работы в этом направлении в области ведутся, но их темпы отстают от скорости, с которой уральцы покупают автомобили.