23.09.2015 00:42
Экономика

Проект "Север" перепрофилируют под транспортировку светлых нефтепродуктов

Экспорт нефтепродуктов через порт Приморск увеличивается
Текст:  Вадим Оноприюк
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт нефти №213 (6784)
Цель нефтепродуктопроводного проекта "Север" - увеличить экспорт дизельного топлива через порт Приморск на Балтике с 8,5 до 25 млн тонн в год. Для этого трубы, по которым еще совсем недавно перекачивали нефть, перепрофилируют под транспортировку светлых нефтепродуктов.
Читать на сайте RG.RU
Российские нефтеналивные порты увеличили мощность отгрузки сырья

Проект "Магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск", ставший частью проекта "Север", реализован согласно федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года". Магистраль прошла по территориям Владимирской, Ивановской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей. Ее протяженность 1056 км. Строительство всех объектов трубопровода обошлось почти в 31 млрд руб., из них около 7,5 млрд было вложено в создание перегрузочных мощностей в порту Приморск, который стал первым в России морским терминалом по наливу светлых нефтепродуктов.

Однако на проектные мощности в 8,5 млн тонн в год выйти удалось далеко не сразу. Качественного топлива в стране было немного, а на экспорт шел в основном либо мазут, либо дизельное топливо с высоким содержанием серы, которые европейские потребители брали исключительно на переработку. Так что несколько лет магистраль работала с профицитом мощностей.

Но в 2011 году в России была принята программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов и ввода новых мощностей вторичной переработки нефти. Она предполагает качественный скачок в развитии отрасли. Результаты появились довольно быстро: объемы производства нефтепродуктов, а с ними и объемы их экспорта начали увеличиваться. Если в 2012 году в направлении порта Приморск было перекачано 6,5 млн тонн топлива, то в 2013-м - уже 9,3 млн. А через год благодаря применению противотурбулентных присадок нефтепродуктопровод превысил свои проектные мощности на 2,9 млн тонн.

Стало ясно: по мере того как российские заводы в результате модернизации будут увеличивать производство качественных светлых нефтепродуктов, понадобится все больше трубопроводных мощностей для их транспортировки на экспорт через российские терминалы. Государство поставило перед "Транснефтью" задачу обеспечить эти мощности.

Труба с новым профилем

Решить эту задачу можно было двумя способами. Первый - самый простой: построить новый нефтепродуктопровод. Правда, ни нефть, ни дизель сами по себе по трубам не текут. Значит, необходимо возводить множество новых и весьма недешевых перекачивающих станций и, по сути, создавать новую инфраструктуру. И все это предстояло бы делать на густонаселенных территориях европейской части страны, где проблема землеотвода решается порой, мягко говоря, отнюдь не сразу. Словом, такой вариант, как ни крути, дорог и долог.

Второй вариант - использовать то, что у "Транснефти" уже есть, то есть обширную нефтепроводную инфраструктуру, максимально адаптировав ее под перекачку нефтепродуктов. Конечно, просто так заполнить трубопровод дизельным топливом вместо нефти невозможно, речь идет о сложнейшем технологическом процессе, включающем зачистку внутренней полости трубы и обеспечение безопасной эксплуатации нефте- и нефтепродуктопроводов. Но то, что в результате будут сэкономлены и деньги и время, - факт непреложный.

Российский нефтяной завод реализовал программу импортозамещения

К тому же после ввода в эксплуатацию балтийского порта Усть-Луга часть нефтяного потока была переориентирована из Приморска. То есть на некоторых европейских участках единой нефтепроводной системы появился профицит мощностей, тогда как на продуктопроводах все сильнее ощущался дефицит.

И еще одно важное обстоятельство, определившее путь решения проблемы. В средней полосе России многие нефте- и нефтепродуктопроводы идут "в одном коридоре", то есть практически рядом. Одна труба, по которой перекачивают нефть, - большего диаметра. Другая (по которой перекачивают нефтепродукты) - меньшего. И если большая труба работает с профицитом мощности, а малая - с дефицитом, на пределе своих возможностей, то почему бы не поменять местами их содержимое?

В основе проекта "Север", который компания "Транснефть" реализует с 2014 года, лежит именно решение о перепрофилировании труб. Происходит это, как правило, так. Участок нефтяной трубы, которая, как уже было сказано, лежит в одном коридоре с продуктопроводной, без ущерба для общей перекачки выводят на реконструкцию. Ее делят на отрезки по нескольку десятков километров каждый, которые отсекаются друг от друга, и промывают химическими реагентами от остатков нефти. Таким образом достигается чистота трубы, которая позволяет транспортировать дизельное топливо стандарта Евро-5 без какой-либо потери качества.

Затем продуктопроводную перекачивающую станцию переобвязывают (то есть переподключают) на большую трубу. А нефтяная перекачивающая станция обеспечивает транспортировку по малой трубе. Это, разумеется, упрощенная схема, в реальности для всего этого требуется высочайший профессионализм и в инженерных решениях, и в их исполнении. Кстати, если вдруг когда-то понадобится продуктопроводную трубу перепрофилировать обратно под нефть, сделать это будет гораздо проще. Просто потому, что труба после дизельного топлива не требует такой тщательной очистки.

Первой ласточкой в реализации новой программы компании стал нефтепровод Тюмень - Юргамыш. Он был перепрофилирован в конце прошлого года. С июня 2015-го по нему в систему поставляются нефтепродукты с Антипинского НПЗ.

Надо делиться

Расширение (так трубопроводчики называют комплекс сложнейших работ, необходимых для увеличения мощности магистрали) по проекту "Север" началось в 2014 году с Балтики. Под перекачку нефтепродуктов был перепрофилирован участок нефтепровода Кириши - Приморск. Его производительность благодаря этому уже выросла до 25 млн тонн в год, но теперь требуется увеличить пропускную способность всей системы до участка Кириши - Приморск. Поэтому расширение проекта "Север" сейчас осуществляется в сторону более удаленных НПЗ.

География проекта довольно широка - от Юргамыша в Башкирии до Приморска на Балтийском море. В Ленинградской, Новгородской, Тверской и Ярославской областях проект реализует предприятие "Транснефть - Балтика". Оно перепрофилирует под транспортировку нефтепродуктов нефтепровод Ярославль - Кириши-2. Этой весной его вывели из эксплуатации, а в начале лета из участка трубы протяженностью 521 км вытеснили нефть и начали его очищать. Одновременно предприятие реконструирует перекачивающие станции "Быково-3" в Новгородской области и "Ярославль-2" в Ярославской. В 2017 году, когда трубу перепрофилируют, производительность участка от Ярославля до Киришей увеличится до 17,6 млн тонн, а когда введут в строй станции - до 24,4 млн.

Ревель-Муроз: Санкции не повлияли на нефтепроводный транспорт России

Кстати, нефтяному терминалу порта Приморск тоже придется поделиться своими мощностями с нефтепродуктопроводной системой. Четыре его нефтяных резервуара объемом в 50 тыс. куб. м каждый перепрофилируют для хранения дизельного топлива. А два нефтяных причала обустроят таким образом, что с них можно будет отгружать и нефть, и нефтепродукты. Часть технологических трубопроводов очистят и переведут под дизельное топливо, построят насосную для перекачки нефтепродуктов и новые узлы учета. Сейчас ведется проектирование. Начать работы на терминале планируется в будущем году, а завершить - к концу 2017-го.

Польза от расширения

К работе в трех областях - Нижегородской, Владимирской и Ивановской - приступила в этом году "Транснефть - Верхняя Волга". На территории нефтеперекачивающей линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) "Староликеево" предприятие строит продуктопроводную головную перекачивающую станцию (ГПС) "Староликеево-4" с резервуарным парком. После завершения этого строительства в 2016 году пропускная способность участка Кстово - Второво увеличится с 7 до 9 млн тонн.

Подчеркнем: новая перекачивающая станция на этом участке будет построена только одна. А если бы было принято решение строить заново весь нефтепродуктопровод, таких станций на точно таком же участке понадобилось бы, по оценкам специалистов, как минимум пять.

Одновременно "Транснефть - Верхняя Волга" ведет реконструкцию продуктоперекачивающей станции (ППС) "Второво" во Владимирской области и нефтеперекачивающих станций (НПС) "Залесье" и "Степаньково" в Ивановской. Их тоже перепрофилируют из "темных" в "светлые", то есть приспособят под перекачку нефтепродуктов. Завершение всех работ запланировано на середину 2016 года, производительность на участке возрастет тогда до 15 млн тонн в год.

Ближе к 2018 году планируется перевести под транспортировку нефтепродуктов участок магистрального нефтепровода Горький - Ярославль, а также проложить новый участок от ППС "Второво" до НПС "Филино" во Владимирской области. Это позволит увеличить поставку нефтепродуктов с Нижегородского, Рязанского и Московского НПЗ в направлении порта Приморск. А в 2014-2015 годах компания "Транснефть" уже осуществила реконструкцию нефтепродуктопровода Уфа - Западное направление, которая позволила увеличить мощность транспортировки от Уфы (ЛПДС "Черкассы") с 10,5 до 14,2 млн тонн в год.

Как рассказал "РГ" заместитель вице-президента, директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов "Транснефти" Владимир Назаров, расширяя мощности трубопровода от порта Приморск, компания "движется к производителю и по мере реконструкции объектов присоединяет к проекту все новую ресурсную базу".

- Мы распределили проект во времени и пространстве, и благодаря этому имеем возможность поэтапно увеличивать производительность "Севера", постепенно ликвидируя дефицит мощностей на данном направлении. Уже в 2015 году мы планируем перекачать 14,3 млн тонн нефтепродуктов, в 2017-м - 17,4 млн тонн, в 2018 году - 19 млн тонн и в 2019-м выйдем на проектные плановые 25 млн тонн мощности. Подтвержденные уже сегодня нефтяными компаниями объемы перекачки нефтепродуктов к этому времени составят 23 млн тонн с увеличением до 25 млн в 2020 году, - отметил он.

Новороссийский порт за 50 лет работы отгрузил более 1,5 млрд тонн нефти

По словам Владимира Назарова, в порту Приморск за счет мощностей нефтяного терминала компания "Транснефть" планирует увеличить возможность накопления танкерных партий, а в результате частичного перепрофилирования причалов у нее появится возможность маневрировать ими.

- Если сегодня, используя причалы "светлого" терминала, можно отгрузить максимальную танкерную партию в 45 тыс. тонн, то, используя "нефтяные" причалы, можно будет формировать партию в 80 тыс. тонн. Возможность такого маневра увеличивает привлекательность порта для клиентов, открывая перспективы новых направлений отгрузки. Например, в Европу транспортируются партии, как правило, в 20-30 тыс. тонн. Но для Америки и Азии транспортировка таких партий экономически неэффективна, там минимальная партия составляет 60 тыс. тонн, - подчеркнул заместитель вице-президента компании.

Справка

Проект "Север" реализуется на основании Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года, утвержденной приказом Минэнерго РФ N 212 от 6 июня 2011 года. Первый этап реализации предусматривает увеличение экспорта дизтоплива до 15 млн т в год. На этом этапе ведется строительство 15 км линейной части трубопровода, четырех новых и реконструкция двадцати перекачивающих станций, возведение резервуарного парка объемом 60 тыс. куб. м и реконструкция резервуарного парка объемом 100 тыс. куб. м. Завершение первого этапа проекта запланировано в 2016 году.

Второй этап реализации проекта предусматривает увеличение экспорта дизельного топлива до 25 млн тонн в год. На этом этапе запланировано строительство 138 км линейной части трубопровода, строительство трех и реконструкция одиннадцати перекачивающих станций, строительство резервуаров объемом 10 тыс. куб. м и реконструкция резервуаров объемом 150 тыс. куб. м. Завершение проекта запланировано в 2018 году.

Нефть и газ Ленинградская область Северо-Запад