Новости

23.09.2015 00:40
Рубрика: Экономика

Грузить будут больше

Мощности российских нефтеналивных портов расширяются
В конце августа президент России Владимир Путин принял участие в церемонии ввода в эксплуатацию нового технологического тоннеля "Грушовая - Шесхарис" в Новороссийске. Это часть масштабной реконструкции перевалочного комплекса, которая позволит черноморскому порту отгружать на экспорт ежегодно более 40 млн т нефти и нефтепродуктов. Всего же у "Транснефти" четыре нефтеналивных порта, где углеводороды "пересаживаются" с трубы на танкеры.

Основные экспортные поставки российской нефти и нефтепродуктов идут через морские порты. На Черном море это Новороссийск, на Балтийском - Приморск и Усть-Луга, на тихоокеанском побережье - Козьмино.

Порт для отгрузки, или, как говорят специалисты, перевалки нефти и нефтепродуктов, - это сложнейший комплекс объектов и технических средств, обеспечивающих прием, временное хранение углеводородов и их налив в прибывающие танкеры.

Все наливные порты "Транснефти" - конечные точки той или иной трубопроводной системы. Приходящее в терминал сырье поступает сначала в резервуары. Там формируются танкерные партии, которые по системе технологических трубопроводов поступают к причалам и далее - на суда. По пути углеводороды проходят узлы коммерческого учета количества и контроля качества. В каждом порту оборудованы узлы защиты от гидроудара, системы противопожарной и электрохимзащиты, очистные сооружения.

Резервуарные парки нефтепортов - одни из крупнейших в системе "Транснефти". Самый маленький из них (в порту Усть-Луги) способен вместить до 400 тыс. т нефти, а самый большой (на перевалочном комплексе "Шесхарис" в Новороссийске) - почти 1,2 млн т. Резервуары позволяют терминалам компенсировать неравномерность работы морского транспорта. Ведь если по трубе углеводороды поступают равномерно, то танкеры могут и опоздать или встать вдали от причала из-за шторма. Зато когда погода налаживается, под загрузку подходят сразу несколько судов. Емкости для хранения нефти и нефтепродуктов дают порту возможность накапливать сырье, ожидая прихода танкеров, в течение как минимум трех суток.

Процесс налива нефти и нефтепродуктов в танкер схематично выглядит так. Сначала судно швартуется к причалу. Его необходимо поставить так, чтобы фланцы манифольда (трубной разводки) танкера полностью совпадали с расположенными на причалах стендерами - наливными рукавами, по которым подаются углеводороды. Если учесть размеры танкеров, дело это непростое. В прошлом году в порту Козьмино в помощь лоцманам была установлена первая в Приморье система лазерной швартовки крупнотоннажных судов, своего рода парктроник для танкера.

После успешной "стыковки" (на языке специалистов - шланговки) и проверки герметичности соединения начинается налив. Если танкер вдруг начнет перемещаться и выйдет за пределы допустимой зоны дрейфа, на стендерах сработает система позиционного мониторинга. В течение десяти секунд погрузка автоматически остановится и произойдет отшланговка стендеров от судовых магистралей.

Весь процесс погрузки занимает в среднем 14 часов - таково время налива стандартной партии в 100 тыс. т. Но порты могут принимать и более вместительные танкеры. Например, в Новороссийске один из причалов позволяет грузить суда дедвейтом до 250 тыс. т. Но такие объемы отгружают редко - уж больно усложняется технологический процесс. Что касается нефтепродуктов, то здесь танкерные партии меньше: мазут грузят по 35 - 40 тыс. т, дизельное топливо - по 30 тыс. т. На всех этапах процесса - при приеме, хранении, в начале и в конце отгрузки в танкер - производится отбор проб, которые поступают в химико-аналитическую лабораторию, контролирующую качество нефти или нефтепродукта.

История нефтяных терминалов "Транснефти" началась в октябре 1964 года, когда перевалочный комплекс "Шесхарис" загрузил первый танкер, отправившийся в Европу. В июле этого года на терминале была отгружена уже 1,5-миллиардная тонна углеводородов. Кроме нефти "Шесхарис" переваливает топочный мазут и дизельное топливо.

Устройство комплекса уникально, он включает в себя две промышленные площадки: "Грушовая", где в резервуарах формируются танкерные партии, и "Шесхарис". Расположены они друг от друга на расстоянии, равном длине тоннеля (более 3 км), при этом "Грушовая" стоит на сотни метров выше наливных причалов. Так что нефть и нефтепродукты двигаются к причалам самотеком по трубам через проложенный сквозь Маркхотский хребет технологический тоннель.

Первый тоннель, построенный в 1967 году, уже выработал свой ресурс, и в августе этого года состоялось торжественное открытие нового тоннеля длиной 3225 м и диаметром 3,3 м. Сейчас на "Шесхарисе" идет масштабная реконструкция, которая позволит комплексу ежегодно отгружать более 40 млн т нефти и нефтепродуктов.

Перевалочный комплекс "Шесхарис" был единственным нефтяным терминалом "Транснефти" до тех пор, пока в 2001 году на Балтийском море не заработал нефтепорт Приморск. Он стал конечной точкой Балтийской трубопроводной системы (БТС), которая открыла новое экспортное направление российской нефти. По мере того как расширялась БТС, развивался и порт Приморск, увеличивший за прошедшие годы объемы перевалки с первоначальных 12 млн до 74 млн т в год.

Нефть здесь отгружается с четырех причалов общей протяженностью 1350 м. Они способны принимать танкеры дедвейтом 90 - 150 тыс. т. В 2008 году по соседству с нефтяным терминалом заработал нефтепродуктовый, отгружающий на экспорт в Европу дизельное топливо. Сегодня оба терминала работают в связке, а объемы перевалки постепенно перераспределяются в пользу нефтепродуктов.

Часть переваливаемых в Приморске объемов углеводородов оттянул на себя введенный в строй весной 2012 года нефтяной терминал в Усть-Луге. В отличие от "Шесхариса", где сырье движется к причалам самотеком, в Усть-Луге нефть на пути из резервуаров преодолевает естественное препятствие - дюну, поднимаясь при этом на 23 м. Поэтому тут работают насосы, поддерживающие давление в трубе. За первые шесть месяцев этого года Усть-Луга отгрузила свыше 15 млн т сырья.

Порт Козьмино расположился на берегу одноименной бухты Тихого океана. Первый танкер здесь загрузили в декабре 2009 года, когда была введена в строй первая очередь трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). В течение трех лет сырье возили сюда по железной дороге из пункта налива нефти Сковородино - тогдашней конечной точки ВСТО. А в декабре 2012 года, когда началась эксплуатация второй очереди нефтепровода, поставки пошли в основном по трубе. В марте этого года терминал отгрузил 100-миллионную тонну нефти. Сейчас он работает на проектной мощности - 30 млн т в год, но уже началось расширение ВСТО-2 до 50 млн т. Значит, и порт будет развиваться.

Экономика Отрасли Нефть и газ Компании Нефть и газ Транснефть
Добавьте RG.RU 
в избранные источники