Этот "дорожный сбор" должен возместить урон, который наносят трассам машины большого веса (с нагрузкой на ось более 12 тонн). Такое требование вступает в силу с 15 ноября этого года. Платить надо будет по три рубля за километр. За каждой частной машиной или транспортной организацией будет закреплен счет, на который и надо переводить деньги.
Сейчас штраф составляет для водителей - пять тысяч рублей, для компаний (владельца авто) - до миллиона. "Но и тот и другой на практике может быть собственником одного или нескольких транспортных средств, а также частным предпринимателем, - говорится в пояснительной записке к законопроекту, который внесен в Госдуму. - Этот разрыв предлагается ликвидировать, так как для автомобильной дороги нет разницы, чей тяжеловесный транспорт ее разрушает". Тем более что многие компании начали переводить свои машины на водителей, чтобы уйти от высоких штрафов. Депутаты предлагают закрыть эту лазейку.
С одной стороны, все логично. Перед законом равны все - и владельцы, и водители. С другой - эксперты автомобильной отрасли требуют более детального взгляда на проблему.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин полагает, что как установление штрафов, так и их корректировка требует тщательного изучения. "Ну не решается этот вопрос на словах, - восклицает эксперт. - Это вопрос конкретного расчета!". По его словам, прежде всего стоило бы подсчитать сам ущерб, который наносится дорожному покрытию. "Есть подсчеты, согласно которым 24 тысячи легковых машин наносят такой же вред дорожному полотну, как один большегруз, - говорит Блинкин. - Вот и считайте, стоит ли снижать штрафы для компаний".
А пока в ближайшее время оператор взимания платы начнет регистрировать небольшие компании, которые занимаются перевозкой грузов по автодорогам. Пока идет регистрация крупных компаний.
Для небольших перевозчиков и индивидуальных предпринимателей уже неделю работает "горячая линия", где им готовы рассказать про систему и объяснить, как в ней зарегистрироваться. Как уже писала "РГ", самый часто задаваемый на этот момент вопрос: возможен ли перенос или отмена взимания платы? Об этом речь пока не идет, говорят эксперты.
Платить придется и иностранным перевозчикам. Они сейчас тоже могут пройти регистрацию, если ездят постоянно по российским дорогам. А для одной поездки можно оформить "платный маршрутный лист" на границе. Для иностранцев тоже предусмотрены штрафы. И не только. Если их поймают с перевесом, Ространснадзор имеет право арестовать машину. И не выпустят, пока штраф не будет оплачен.
Справка "РГ"
Всю необходимую информацию о работе системы взимания платы на русском и на английском языках можно узнать по телефонам "горячей линии":
8-800-550-02-02 (для России), +7-495-540-02-02 (для звонков из-за рубежа).