Общенациональный лидер даже в самые тяжелые для страны времена уделял этой сфере особое внимание. С той поры прошло уже порядка двух десятилетий. Что из себя представляет система образования Азербайджана сегодня и что ее ждет впереди? Ни для кого не секрет, что XXI век - время инноваций, которые требуют от общества принципиально новых подходов к реализуемой деятельности и понимания важности человека как основного стратегического ресурса. В экономике, основанной на знаниях, производительные силы проявляются именно в форме человеческого капитала, роль которого сегодня понимается по-новому. Он выступает в качестве главного фактора повышения конкурентоспособности страны. В этом плане хотелось бы подчеркнуть, что наша страна, вбирает в себя все новое и передовое, что создается в мире, занимает в мировой хозяйственной системе пусть небольшую, но свою конкретную нишу и способна быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям. Азербайджан активно участвует в многосторонних международных экономических проектах, которые способствуют нашей интеграции в глобальную экономику и опираются, в том числе, на выгодное экономико-географическое положение и богатые энергетические ресурсы. Поэтому инвестиции в человеческий капитал служат для нас неотъемлемым элементом поступательного развития страны. Этот процесс органически вплетен в нить государственной инвестиционной программы, которая носит очень конкретный характер и выступает в качестве весьма важного средства решения стоящих перед страной основных задач.
Создана мощная финансовая база, которая служит надежной платформой для модернизации всей социальной инфраструктуры, в том числе столь важной сферы, как образование. Последовательно выстраивается принципиально новая модель инновационного образования на всех ее ступенях. Речь прежде всего идет о переходе к профильному обучению в старших классах общеобразовательных школ, организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, повышении компетентности педагогических кадров, применении современных технологий в профессиональном образовании, создании вузов мирового уровня - Университет АДА, Академия государственного управления при Президенте АР, бакинские филиалы МГУ им. М. Ломоносова и только что открывшегося Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.
Вместе с тем, перед научно-образовательным комплексом страны стоят и другие, не менее важные задачи. В концепции развития "Азербайджан-2020: взгляд в будущее" определены новые целевые ориентиры модернизации и поэтапного перехода к инновационному типу развития страны. Во главу угла, как и ранее, поставлено развитие человеческого потенциала. То есть ставка делается на построение общества знаний, качественный человеческий капитал, на формирование интеллектуальной нации, обеспечение страны кадровыми ресурсами, способными развивать основанную на инновациях экономику. По большому счету состояние образования и науки рассматривается как вопрос национальной безопасности.
Без преувеличения можно утверждать, что сегодня в стране выстроена система высшего образования, которая развивается в русле важнейших мировых тенденций. Азербайджан стал полноправным участником Болонского процесса, реализуются проекты по коренной модернизации материально-технической базы образования, осуществлен переход на современную систему подготовки кадров, внедрены новые формы управления и финансирования образовательных учреждений. Мы исходим из того, что современный университет должен готовить для страны интеллектуальную элиту, выполнять функции "социального лифта" для талантливых и трудолюбивых представителей всех слоев общества. Причем как молодежи, так и людей более зрелого возраста, которые приходят к нам для получения второго образования или для совершенствования своих профессиональных знаний и навыков. Так что усилия, предпринимаемые для превращения нефтяного капитала в человеческий, бесспорно входят в категорию основных приоритетов государственной политики Азербайджана. Средства, направляемые на становление молодого поколения с учетом требований современности, формируют надежную гарантию для благополучного будущего народа.
В этом плане особое внимание заслуживает принятая в стране государственная стратегия развития образования - программный документ, определяющий основные направления модернизации этой сферы. В нем указаны итоговые и промежуточные цели, приоритеты, необходимые законодательные инициативы, а также конкретные временные рамки реализации тех или иных пунктов. В соответствии с положениями данного документа уже проводятся широкомасштабные мероприятия для вывода системы образования Азербайджана на качественно новый уровень. Предпринимаются шаги, направленные на создание в школах здоровой и эффективной рабочей атмосферы, проводятся мероприятия в целях повышения качества обучения, совершенствуется организация школьного управления в соответствии с современными требованиями. Последующие этапы государственной стратегии также направлены на формирование высокоэффективной системы образования, обладающей компетентными преподавателями, передовыми технологиями, качественными результатами. Сюда входит креативное управление образовательными учреждениями, подготовка руководящих и педагогических кадров, работа с учениками для их участия на международных олимпиадах и исследованиях, применение электронных ресурсов в образовательном процессе и модернизация инфраструктуры образования. Главная цель этой стратегии - формирование на самом начальном этапе всесторонне развитой личности - основы интеллектуального человеческого капитала.
Отдельно стоит упомянуть о работе по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Информатизация образования является одной из целей, предусмотренных государственной стратегией развития образования. В том числе предпринимаются активные меры и по обновлению содержания обучения на основе информационно-коммуникационных технологий. За последние десять лет образовательные учреждения страны оснащены более 47 тысячами персональных компьютеров, около 11,5 тысячами ноутбуков, 2,3 тысячами нетбуков, а также 5,1 тысячами электронных досок с выходом в Интернет и другой техникой.
Заметно ускорился процесс формирования Азербайджанской образовательной сети (АОС), основной задачей которой является объединение всех образовательных учреждений страны в единую высокоскоростную интернет-сеть. Сегодня порядка двух тысяч образовательных учреждений страны интегрировано в АОС. Работа данного ресурса позволяет обеспечивать ускоренный обмен информацией между образовательными учреждениями внутри страны, способствует созданию новых профильных услуг в этой сфере в рамках электронного правительства ( э-ресурсы) и внутришкольных локальных сетей, в которых соединяются компьютерные классы, учительская комната и директорский кабинет.
Безусловно, информатизация образовательного процесса, использование мультимедийных технологий, интерактивного оборудования требует, прежде всего, ИКТ - компетентности учителей. Поэтому уже порядка 70% наших школьных педагогических кадров прошли тренинги по использованию IT-технологий в образовании, успешно применяют новые навыки на практике. Следует однако признать, что важным направлением данного процесса является эффективное использование электронных ресурсов не только учителями, но и самими учащимися, что конечно же должно положительно сказаться на освоении материала по теме, качестве обучения. Для этого мы реализовали ряд проектов. Создан единый портал, в котором размещены э-ресурсы по девяти разделам. Особенно востребованы, судя по количеству кликов, ресурсы "электронные учебники", "электронные тесты", "видеоуроки", "электронные задания", "зарубежные э-ресурсы", "интеллектуальные игры" и т.д.
За минувшие одиннадцать лет общий объем государственного финансирования системы образования составил 18 млрд долларов США. Доля инвестиционных расходов в структуре общих бюджетных средств, выделенных на реформирование системы образования, составила 17,7%, или 3,2 млрд долларов США. Результатом целенаправленной государственной политики стало то, что за истекшие одиннадцать лет в Азербайджане построено и капитально отремонтировано выше 3 тысяч общеобразовательных учреждений. Кроме того, повышение финансовых возможностей позволило приступить к реализации проекта по обучению наших студентов в лучших вузах мира. Для них предусмотрена упрощенная процедура трудоустройства на государственную службу, и сегодня многие из них успешно работают в государственных структурах, в том числе и на высоких ответственных должностях. С учетом высокого уровня, которого достигла наша страна, предполагается, что новая госпрограмма по обучению азербайджанской молодежи за рубежом будет иметь качественно иной характер. В частности, с большим упором на перспективы развития образовательной системы и научно-исследовательского потенциала непосредственно в Азербайджане. Обсуждается возможность привлечения авторитетных иностранных специалистов для преподавания в местных вузах. Это может стать хорошей возможностью для тех граждан Азербайджана, которые уже добились успеха за рубежом в сферах образования и науки.