Авторы инициативы отмечают, что это очень удобно: средства находятся в одном месте и имеют целевое назначение, а распоряжаются ими лишь определенные структуры. Формироваться экофонды будут за счет разных источников. Дорожные "копилки", например, пополняют акцизы, а экологические могут аккумулировать плату за негативное воздействие на окружающую среду или пользование недрами.
- Источником также может стать госпошлина за выдачу разрешений на выбросы и сбросы вредных веществ, платежи за предоставление геологической, экономической и экологической информации о недрах, за проведение госэкспертизы запасов полезных ископаемых, - сообщил председатель облкомитета по аграрной политике, природопользованию и экологии Виктор Быков.
Называются также добровольные пожертвования от физических и юридических лиц, штрафы и пени за нарушения природоохранного законодательства, а главное - субсидии из федерального центра. Некоторые наблюдатели убеждены, что ради последнего пункта все и задумывалось. Ведь в дорожные фонды регионов из Москвы поступают немалые средства. Почему бы субъектам Федерации не заработать на экологии?
Между тем в Орле уже продумали и способы расходования таких средств. Так, за счет фондов предлагается материально стимулировать предприятия на сокращение вредных выбросов. Можно финансировать разработку и внедрение технологий по охране окружающей среды, развивать систему экологического образования, ликвидировать последствия ЧС и даже кредитовать перспективные научно-технические проекты.
- Вопросы экологии крайне важны, недаром еще в 2012-м была утверждена госпрограмма РФ "Охрана окружающей среды до 2020 года", - отмечает Виктор Быков. - Но отсутствие финансовых средств не позволяет большинству регионов в полной мере решить поставленные задачи и реализовать все мероприятия в сфере охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами и так далее.
По его словам, на Орловщине проблема стоит еще не так остро, как в ряде других субъектов РФ. Более того, как отмечают эксперты, за последние три года ситуация улучшилась. Несмотря на рост числа автомобилей, объем вредных примесей в атмосфере не увеличивается. А концентрация в воздухе оксида азота и фенола по сравнению с 2013 годом и вовсе снизились.
Идею уже поддержали в правительстве региона, и чиновники начали подсчитывать, сколько средств можно сосредоточить в экологическом фонде. Суммы называют разные - от десятков миллионов рублей до миллиардов. Впрочем, есть данные, которыми можно оперировать предметно. В частности, это касается компенсаций за ущерб, причиненный почвам, которые у нарушителей отсуживают специалисты ТУ Россельхознадзора. Средства поступают в местные бюджеты.
За последние полтора года в Орловской и Курской областях, которые курирует территориальное управление Россельхознадзора, выявлено 143 нарушения, вред почве нанесен на площади свыше 154 гектаров. Сумму ущерба эксперты оценили в целом в 1,32 миллиарда рублей. Правда, не все компенсируется деньгами. Нарушитель вправе восстановить плодородный слой рекультивацией - за свой счет. Порой предприятия делают это добровольно, выполняя предписание надзорного органа. В ряде случаев их к этому обязывает суд. Лишь самых несговорчивых заставляют платить.
В текущем году, например, большинство процессов завершились заключением мировых соглашений. Но один крупный иск все же был удовлетворен. Нарушителя обязали заплатить за повреждение почвы в бюджет свыше 110 миллионов рублей. И, по данным специалистов, ситуация примерно одинакова во всех регионах.
- За последние полтора года в ЦФО выявлен 571 случай, связанный с нанесением вреда почвам, - сообщила начальник управления земельного надзора и правового обеспечения ТУ Россельхознадзора Ольга Захарова. - Это не только захламление земель отходами производства и потребления, но и нарушение плодородного слоя почвы при строительстве объектов и добыче общераспространенных полезных ископаемых, разработка несанкционированных карьеров.
В то же время экологи к инициативе депутатов отнеслись с настороженностью, поскольку, по их мнению, власти в принципе тратят деньги неправильно. В пример приводят Орел, где под разными предлогами уничтожают "городские легкие".
На днях негативную реакцию вызвала просьба застройщика вырубить в Северном районе около 600 деревьев. На их месте планируется возведение жилья экономкласса. Согласно методике минприроды, компенсация за уничтожение такого количества деревьев должна составить около 8,5 миллиона рублей. Но муниципальные власти решили не требовать ее с застройщика, объяснив это социальной значимостью реализуемого проекта. Дескать, если он заплатит за спиленные деревья, может вырасти стоимость жилья. А она четко определена условиями профильной госпрограммы и договорами, заключенными по итогам аукционов.
- Под прикрытием строительства социальных и прочих объектов идет безжалостная вырубка исторических деревьев, - отмечает зампредседателя Общественного совета по сохранению историко-культурного и природного наследия Орловской области Илья Кушелев. - Например, при строительстве набережной были спилены десятки уникальных деревьев в сквере на берегу Орлика. Никто за это не ответил, никто не заплатил, хотя деревья не были аварийными.
Поэтому защитники природы хоть и не критикуют идею создания экофондов, но призывают власти прежде проверить, как в регионе исполняется действующее законодательство об охране окружающей среды. А уж затем думать о том, как заработать на экологии.