На днях в Ницце завершился 3-й фестиваль российского кино, посвященный 70-летию окончания Второй мировой войны и проведенный Госфильмофондом России совместно с мэрией и синематекой Ниццы. Поразил он не только гармонично выстроенной и эмоционально очень грамотно продуманной программой: от советской классики о Великой Отечественной войне до премьер этого года и предпремьерных показов молодых режиссеров и продюсеров, рассказывающих о войне в современной стилистике. Впечатляли огромные очереди на вход до сеансов (перед "Франкофонией" Александра Сокурова кинотеатр брали штурмом) и многочасовые дискуссии после - во Франции любят публично делиться своими впечатлениями от фильмов, и делают это почти профессионально артистично.
Художественные и политические итоги русского фестиваля, получившего постоянную прописку в Ницце, "Российская газета" обсуждает с генеральным директором Госфильмофонда РФ Николаем Бородачевым.
Когда было сложнее - когда только все начиналось, в первый раз поднимать такую фестивальную махину, или в третий раз, когда весь мир говорил о санкциях против России?
Николай Бородачев: Наверное, в первый раз, потому что была неизвестность. Не было такого взаимопонимания, и мэрия осторожно подходила к этому вопросу. Но тут нужно отдать должное мэру Ниццы Кристиану Эстрози и нашему гражданину Жерару Депардье, потому что первый фестиваль проходил именно под эгидой мэрии и Депардье - он оказал большую протекцию. Наверное, вы помните, когда показывали фильм "Распутин" с Жераром Депардье в главной роли, огромный зал на 2,5 тысячи мест был переполнен. Как у русских говорится - первый блин комом, но у нас кома не было. А подготовка, конечно, предшествовала сложная. Второй фестиваль шел легче, на третьем возникли сложности - финансовые. Но сейчас, после его завершения, уже можно сказать, что мы довольны, как все прошло.
Не возникало в какой-то момент опасение, что все может сорваться? Когда началось такое резкое ухудшение международных отношений? Или ваши партнеры из мэрии Ниццы не отказывались от договоренностей?
Николай Бородачев: Мы сами задавали им такой вопрос, не сложно ли им будет, они сказали, что нет - культура независима. Тем более что Ницца - самый русский город в Европе, с сильными русскими традициями. Нас это воодушевило, и мы стали составлять программу, посвященную 70-летию окончания Второй мировой войны, как и было запланировано. Слава богу, нас поддерживали очень понимающие люди, особенно советник мэра Ниццы по вопросам кинематографии Жан Марк Гийом. Он часто рассказывает, что хорошо помнит, как его отец, когда объявили по радио, что разгромили под Сталинградом немцев, сказал ему: все, сынок, фашистам шею свернули. Будет победа!
В этом году была сильная программа. Настолько сбалансированная от начала до конца, от советской классики до последних премьер на военную тематику, которые рассчитаны больше на молодежь, уже на их сознание: "Битва за Севастополь" Сергея Мокрицкого, "А зори здесь тихие..." Рената Давлетьярова, "Сущинский: правда о войне" Анны Дороб, Дианы и Сергея Киреевых, "Нормандия - Неман. Монолог" Егора Климовича...
Николай Бородачев: Надо отдать должное нашим научным сотрудникам, потому что составление программы - самое сложное в этом процессе.
Даже не поиск денег?
Николай Бородачев: Да, даже не поиск денег. Нужно очень деликатно подойти к этому вопросу. Нельзя показывать жестокость…
Как технически формировалась программа? Вы представляли фильмы, а мэрия Ниццы утверждала? Отказы были?
Николай Бородачев: Нет. Мы все время находили консенсус. Ни с политической, ни с художественной, ни с экономической цензурой мы здесь не сталкивались. Более того, в октябре запланировано продолжение - в Ницце состоится отдельный премьерный показ фильма Андрея Кондрашова "Крым. Путь на родину". Мы уже показывали его в Марселе и в Локарно, хотя в Локарно дирекция кинофестиваля была против. Но мы отдельно от международного кинофестиваля арендовали зал, и зал был полный - европейцы очень хорошо встретили этот фильм. А после подходили, благодарили: вы нам открыли глаза…
Одиль Шапель, директор Синематеки Ниццы: Для меня Сокуров - лучший режиссер в мире
У вас не было опасений перед открытием фестиваля, что политическая ситуация отразится на числе зрителей?
Одиль Шапель: Абсолютно нет. Мне будет очень просто ответить. Для меня политика находится вне этого фестиваля. Мы говорим на языке искусства и защищаем культуру. Задача французской синематеки - это сохранять, популяризировать и показывать кинодостояния, в том числе и российские. И с этим никогда не будет проблем.
Потом никогда не надо путать политиков с простыми зрителями. Очень много французов были шокированы тем, что на официальных памятных мероприятиях к 70-летию Победы в Москве не было представителей Франции. Все французы, которые хотя бы более-менее знакомы с историей, прекрасно знают, чем они обязаны российскому народу, - именно тем, что Европа сегодня не находится под гнетом фашизма. Надо иметь уважение к народу, который пролил столько крови за общую свободу, и независимо от политического контекста надо быть благодарными.
Не только я так думаю - нас много. Большинство тех, кто молчит, думают так же. Это наша проблема, конечно. И российский фестиваль сегодня очень важен, потому что кино говорит на универсальном языке, который может разбудить лучшее, что в нас есть... Могу сказать, что лично для меня третий фестиваль важней, чем первый, потому что мы смогли отдать дань чести Александру Сокурову. Для России это национальное сокровище. А для меня Сокуров - это лучший режиссер в мире сегодня. Как в безупречном изобразительном ряде его фильмов, так и в метафизическом отношении.
Сокуров провел замечательный мастер-класс в Ницце, и был как никогда открыт и предельно искренен.
Одиль Шапель: Благодаря общим усилиям мы смогли этот проект организовать. Не скрою, были трудные моменты, но в итоге все получилось. Чудо произошло, и теперь я могла бы закончить свою карьеру спокойно - в Синематеке Ниццы выступал Сокуров. Я говорю это искренне, правда.