Остается "покупной" продукция, не имеющая аналогов, произведенных в России. В то же время устанавливаются требования, при соблюдении которых она считается произведенной в нашей стране.
Например, если у компании, зарегистрированной в странах Евразийского экономического союза, есть права на конструкторскую и техническую документацию в том объеме, которого достаточно,чтобы изготавливать, модернизировать и развивать станок, оборудование и прочее не менее пяти лет. Или в нашей стране есть сервисный центр, уполномоченный проводить ремонт и гарантийное обслуживание продукции.
Еще одно условие. С 1января 2016 года придется строго соблюдать процентное соотношение доли иностранных комплектующих изделий для производства того же станка. Одна из норм - не более 75 процентов. Кроме станков в постановлении большой список транспортных средств - от автобусов и тракторов до бульдозеров и самоходных тележек. Есть лифты и прокатные станы.
Все эти ограничения направлены на то, чтобы в стране активнее шел процесс импортозамещения. Это стало особенно актуально, когда появились первые санкционные списки Евросоюза и США. Руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников полагает, что вступающий в силу документ упорядочит процесс импортозамещения, однако о конкретном экономическом эффекте говорить рано. Время покажет. "Тем более, пока нет конкретных данных, как уже работает на практике импортозамещение, - отмечает эксперт. - Но процесс идет, и по итогам 2016-2017 годов можно уже будет говорить о каких-то результатах".
В свою очередь директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев обращает внимание на то, что главная проблема госзакупок, по его мнению, была и есть - это нездоровая мотивация чиновничества при их проведении. И здесь мало что изменилось: возможность получения административной ренты для чиновников остается, уверен эксперт "РГ".
Что касается импортозамещения, добавляет эксперт, то об успехах в этом плане можно говорить только на примере отдельных производств.
Начиная с 1 октября налогоплательщики - резиденты Свободного порта Владивосток имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (НДС). А сам закон о Свободном порте Владивосток за исключением отдельных положений вступает в силу 12 октября этого года.
В Свободный порт Владивосток войдет часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. Он создается на 70 лет. Но этот срок может быть продлен. Или сокращен досрочно, например, если это связано с необходимостью охраны жизни или здоровья граждан, обеспечения безопасности государства.